В дореволюционных традициях были и рухлядные, где лежали иконы, вышедшие из литургического употребления, ибо стали просто черными досками. И большая часть икон музейных собраний была извлечена из этих самых рухлядных и отреставрирована. Боюсь, что если возвращать дореволюционные традиции во всем их объеме, то и результат будет таким же. Увы.
Тут главное, что бы не ложилось ложное впечатление, что реставрационные работы и работы по сохранению до революции в отношении икон не проводились и что для того что бы их проводить - нужны музеи или иконы надо изымать из храма насовсем. Не было бы революции и не изыми из храмов иконы, их бы восстанавливали в церкви. Ничего кошмарного в этом нет, как известно. Надеюсь примеры дореволюционных реставрационных работ в отношении икон именно вам приводить не нужно и вы о них знаете?
Обратная ситуация, когда музеи трактуют волю православным - тоже неприемлема, очевидно. Компромиссом, на мой взгляд, является дореволюционная ситуация, когда эксперты работают с иконами в храмах.
Я бы не абсолютизировала дореволюционный опыт, повторюсь. Иконе XIV века в храме невозможно обеспечить сохранность, кроме того. она не будет доступна как культурная ценность, которая принадлежит не только православным (возможно, вы со мной и не согласитесь). У нас все-таки светское государство. И работают с произведениями искусства не только эксперты. Кстати, если собрания музеев так или иначе изданы, то хранения церкви не опубликованы, и даже близко нет целей издать и худо-бедно каталогизировать. Для литургических целей нет разницы - подлинник или список с иконы. Ибо поклоняемся не доске, а образу.
Ну и если "музеи трактуют волю православным" расширить - католиками, шаманистам, буддистам и т.д., то нужно закрывать музеи просто по спискам. Музеи, получаются. зло по определению, ибо они "диктуют волю", того нельзя. этого не трожь... :)))
Я абсолютно точно с Вами не соглашусь, потому что искренне считаю, что приоритет права собственности и права создателя перед правом общества на ознакомление с созданным должен превалировать. А, будем откровенны, украденное - должно быть возвращено собственнику и передано в музей только с согласия того, кому принадлежит.
Кстати, если собрания музеев так или иначе изданы, то хранения церкви не опубликованы, и даже близко нет целей издать и худо-бедно каталогизировать.
Не хуже меня знаете, что это не так.
Для литургических целей нет разницы - подлинник или список с иконы. Ибо поклоняемся не доске, а образу.
Можно подумать музеи для общего обозрения выставляют подлинники всегда. Наделайте копий и выставляйте.
Reply
Reply
Reply
Повторюсь, я не хочу, чтобы в нашей стране пусть даже трижды православный бизнесмен Шмаков по факту диктовал свою волю в крупнейшем музее страны.
Reply
Reply
Иконе XIV века в храме невозможно обеспечить сохранность, кроме того. она не будет доступна как культурная ценность, которая принадлежит не только православным (возможно, вы со мной и не согласитесь). У нас все-таки светское государство. И работают с произведениями искусства не только эксперты.
Кстати, если собрания музеев так или иначе изданы, то хранения церкви не опубликованы, и даже близко нет целей издать и худо-бедно каталогизировать.
Для литургических целей нет разницы - подлинник или список с иконы. Ибо поклоняемся не доске, а образу.
Ну и если "музеи трактуют волю православным" расширить - католиками, шаманистам, буддистам и т.д., то нужно закрывать музеи просто по спискам. Музеи, получаются. зло по определению, ибо они "диктуют волю", того нельзя. этого не трожь... :)))
Reply
Я абсолютно точно с Вами не соглашусь, потому что искренне считаю, что приоритет права собственности и права создателя перед правом общества на ознакомление с созданным должен превалировать. А, будем откровенны, украденное - должно быть возвращено собственнику и передано в музей только с согласия того, кому принадлежит.
Кстати, если собрания музеев так или иначе изданы, то хранения церкви не опубликованы, и даже близко нет целей издать и худо-бедно каталогизировать.
Не хуже меня знаете, что это не так.
Для литургических целей нет разницы - подлинник или список с иконы. Ибо поклоняемся не доске, а образу.
Можно подумать музеи для общего обозрения выставляют подлинники всегда. Наделайте копий и выставляйте.
то нужно закрывать музеи просто по спискам.
Не нужно. Но можно. Ужаса не будет.
Reply
Leave a comment