Есть среди нас люди, которые отчаянно боятся летать. Да, они знают, что по статистике воздушный транспорт является самым безопасным. И что шанс попасть в передрягу намного выше не на борту самолета, а в такси по дороге в аэропорт. Однако, статистика - статистикой, а эмоции, зачастую, сильнее. И вот для человека наступают тягостные часы. Он в панике вжимается в кресло, судорожно сжимая подлокотники. И весь полёт прислушивается, вздрагивая от изменившейся тональности работы двигателей или от гула и стука, сопровождающего выпуск шасси.
Тем не менее, стоит признать, что хоть и не часто, но самолёты всё же ломаются. И, свят - свят - свят, иногда даже в полёте. Что же делать если, вдруг, приключилась такая неприятность? Очевидно, что пассажиру до получения специальных указаний делать ничего не нужно. Конечно, стоит пристегнуться, но на этом его роль исчерпывается. А вот у экипажа в случае нештатной ситуации в небе день перестаёт быть томным. Что же происходит в кабине в этот щекотливый момент?
01. Чтобы приготовить вкусный пирог, его надо испечь не один раз. На десятом экземпляре, извлекаемом из духовки, уже есть шанс получить настоящий кулинарный шедевр. Чтобы посадить самолет с отказавшим двигателем или не вышедшей стойкой шасси, желательно, чтобы тренировок было больше. Но тренироваться во время регулярного рейса с пассажирами на борту, понятно, никто не станет. Что же делать? На помощь приходит... Тренажёр!
02. Авиакомпания Ural Airlines стала обладателем собственного тренажера Airbus A320 в 2012 году. До того знакового момента экипажи перевозчика летали на тренинги в Прагу и Дубай. Но парк ВС «Уральцев» устойчиво рос, количество экипажей увеличивалось, и... Отправлять пилотов в командировки для поддержания необходимых навыков стало менее выгодно, нежели один раз вложиться в создание собственного тренажерного центра.
03. Это выгодно не только с точки зрения финансов, но и с точки зрения управления ресурсами авиакомпании. Кроме того, появилась возможность отработать те или иные моменты пилотирования вне стандартного графика, при возникновении текущей необходимости.
Тренажер не простаивает. В период особенно активного роста авиакомпании были расписаны все сессии, перерыв делался лишь на технический регламент.
04. Сегодня под руководством инструктора Михаила летает очередной экипаж. Дмитрий и Максим, пилоты A320, начинают этот день с увлекательной беседы в комнате брифинга. Услышав, о чём здесь говорится, любой аэрофоб, вероятно, испытал бы состояние, близкое к панике. Что у нас сегодня в программе?
05. А! Как раз отказ двигателя на взлёте!
Самый опасный момент, в который может произойти отказ - когда скорость еще не достигла V1 (после которой есть только один сценарий - продолжение взлёта). Не достигла V1, возможно, всего 10 - 15 узлов, но уже стремительно приближается к этой отметке. Вроде как еще можно прервать взлёт, но шанс выкатиться уже довольно большой. В некотором роде пограничная ситуация, когда решение должно приниматься максимально быстро.
Также по сценарию запланирован отказ двигателя между скоростями V1 и V2 (V2 - минимальная безопасная скорость в наборе). Гидравлика, электрика... И много чего ещё. Здесь как раз действует принцип - чем больше отказало, тем лучше.
Безусловно, за одну сессию все возможные отказы охватить невозможно. Поэтому сессии планируются таким образом, чтобы в течение трех лет экипаж отработал полный спектр вариантов отказов и нештатных ситуаций. Тренировки бывают как плановые, так и внеплановые, а их программа формируется летно-методическим отделом.
06. Инструкторы проходят подготовку на тренажере так же, как и все пилоты авиакомпании. Плюс они получают специальные сессии, направленные на поддержание преподавательских навыков. Михаил до того, как прийти на A320, летал в качестве КВС Ил-76, ТУ-154. По его словам, особой ностальгии по «былым временам» не испытывает. Улыбается, говорит: « Я не в том возрасте, чтобы ностальгировать».
Инструкторы несут довольно большую нагрузку. Тем не менее, они активно летают, возят пассажиров. В противном случае люди просто не смогут поддерживать свои навыки, свою квалификацию.
07. Сегодняшняя сессия будет длиться 4 часа. За эти 4 часа вряд ли будет хоть одна минута спокойного полёта. В кабине будет появляться дым, фюзеляж вдруг потеряет герметичность, возможно, откажет механизация... И все эти разные неприятности должны иметь один исход - благополучная посадка.
08. Кстати, тренируются не только пилоты. Кабинный экипаж (бортпроводники) также регулярно испытывают учебные «приключения». Они тушат пожар в салоне, организуют эвакуацию пассажиров на суше и на воде... Но это уже совсем другой тренажёр, который представляет из себя часть пассажирской кабины... Cockpit Crew проходят данный тренинг раз в полгода.
Пожелание от сегодняшнего экипажа было одно - летайте с радостью. Конечно, в жизни иногда случаются неприятности, но... Пилоты всегда сделают всё от них зависящее, чтобы полёт стал для вас приключением исключительно радостным и вдохновляющим.
You can watch this video on www.livejournal.com
Ural Airlines: A320 Full Flight Simulator from
Alexey Viper on
Vimeo.