Внутренний туризм. Покорение Марса?

Jul 15, 2014 10:56

С тех пор, как рухнул «железный занвес», в жизни отечественного туриста изменилось очень многое. Романтика походов с палатками, назойливое жужжание комаров и песня «На дальней станции сойду, трава по пояс» быстро ушли в историю. А «всероссийскими здравницами» стали Турция и Египет. Миллионы людей уже давно не рассматривают Сочи, Анапу и Геленджик в качестве места для отдыха. А в среде туроператоров прочно укоренились ехидные поговорки: «В Турцию едут те, кому не хватило денег на Анапу» и «Сочи - город для тех, у кого подписка о невыезде».

Почему люди летят в Шарм-Эль-Шейх, Хургаду и Анталью? Почему их так манит Европа? Чем прельщает Азия? Причин много. Цена? Да, она диктуется рынком и, порой, снижается радикально. Качество? Тоже верно. Туристы с достаточной степенью достоверности имеют представление о том, какой уровень сервиса получат. Как будут кормить. Чем будут поить. :) Какой будет пляж. И они точно знают, что из каждого ларька на всю округу не будет греметь «Владимирский централ». Хотя, возможно, кто-то всё равно слушает эту песню в наушниках. :)

Возникает вопрос: окончательно ли мы потеряли Россию как место для проведения отпуска?
Как долго мы будем сталкиваться с ситуацией, когда авиабилет в Барселону, зачастую, стоит дешевле, чем «боковушка у туалета» в поезде, неспешно ползущем на курорты Краснодарского края? Об этом задумались и туроператоры, и авиакомпании, и аэропорты. Что ждет внутренний туризм, развитие которого по трудозатратам, наверное, пока можно сравнить с освоением Марса?




01. Кипящий утренним разлётом аэропорт «Домодедово» стремительно удаляется. ТУ-204 авиакомпании «Red Wings» берёт курс на постолимпийский Сочи.


02. Этот город является хорошей иллюстрацией тех возможностей, которые можно реализовать.
Возможностей и сложностей одновременно. Именно поэтому здесь и состоялся круглый стол «Путешествуй по России - перспективы развития внутренних направлений», в котором приняли участие представители авиационной и туристической индустрий. Сейчас, после «Sochi 2014», город располагает огромной отельной емкостью. Будет ли она востребована и загружена?


03. Будут ли в Сочи продавать доступные по цене путёвки с так любимым соотечественниками «оллинклюзивом»?


04. Будут ли греметь фестивали, на которые слетятся тысячи меломанов? Выйдут ли на улицы города толпы людей, вливающихся в яркий, по-хорошему безумный карнавал?


05. Будут ли альпинисты карабкаться по окрестным горам, заполнят ли довольные туристы скверы и парки, расслабленно восседая на газонах?


06. Учитывая тот факт, что в этих краях можно не только плескаться в море / валяться на пляже вверх животом, но и проводить свой досуг иными способами, казалось бы, все предпосылки для притока отдыхающих есть. Но так ли очевидна картина перспектив, какой кажется на первый взгляд?


07. За последние два десятилетия сформировался огромный пласт туристов, которые перестали даже задумываться о том, чтобы отправиться отдыхать без заграничного паспорта. Признаюсь, я и сам причисляю себя к вышеупомянутой категории людей. Психология человека - штука довольно инертная. Чтобы её изменить, нужно приложить действительно недюжинные усилия. Что могло бы меня побудить путешествовать по России? Низкие цены на билеты и отели? Интересные мероприятия? Редкие типы и ливреи самолётов, которые можно было бы поймать в видоискатель камеры только в Иркутске или Сочи?

Об этом с какой-то внутренней неуверенностью я раздумывал, пока спускался к бассейну отеля, чтобы после перелёта выпить чего-нибудь освежающего.
Ну что же, совершенно неожиданно, новая ливрея была поймана. Да и тип самолёта ранее мне не встречался. :)
Прилетел не зря.


08. Что мы хотим видеть и ощущать, отправляясь на отдых? Интересные маршруты, неописуемую по своей красоте природу и полную безмятежность? Можно ли всё это найти на родных просторах?


09. Алексей Ярош, директор по маркетингу международного аэропорта «Домодедово», обозначил тенденции, которых, по его словам, до сегодняшнего дня на рынке не было.
Главная из них: темп роста перевозок на внутренних направлениях впервые за много лет превысил темп роста вылетов на зарубежных маршрутах.


10. Какие факторы могут негативно сказаться на международных перевозках? Это изменения курса валют, влияющие как на стоимость самого полёта, так и на стоимости отдыха в целом, а также факторы политического характера - тут ярким примером являются известные события в Египте и Таиланде. Правда, насколько я помню, даже запреты Ростуризма не смогли отвадить наших туристов от любимой Хургады.


11. Полгода назад неожиданно для многих новым внутренним направлением стал Крым.
Евгений Ключарев, Генеральный директор авиакомпании «Red Wings», являющейся крупнейшим эксплуатантом самолетов ТУ-204, заметил, что для обеспечения загруженности курортов Крыма, авиаперевозки на полуостров должны возрасти многократно. В десятки раз.
К примеру, несмотря на то, что прошлом году Крым посетило 6 миллионов туристов (по оценкам украинского Министерства по туризму), около 90% из них прибыли к месту отдыха не самолетом.


12. Евгений Ключарев: «Заместить тот поток туристов, который шел в Крым с Украины, очень сложно, поскольку сотни тысяч людей приезжали на полуостров машинами, автобусами и поездами - просто на week-end. Сейчас этот поток если не иссяк, то сильно пересох. Поэтому авиакомпания готова стать квазибазовым перевозчиком и базировать свой флот в Симферополе».

Потенциальный рынок авиаперевозок между «материковой» Россией и Крымом действительно огромен. Вопрос только в обеспечении приемлимых для пассажиров цен на перелет и реконструкции инфраструктуры аэропорта в Симферополе. По своим нынешним характеристикам (количеству рулёжных дорожек, стоянок для воздушных судов, пассажироемкости терминала) аэропорт вряд ли способен «переварить» возросший в десятки раз пассажиропоток.


13. Марина Букалова, Вице-президент Транспортной Клиринговой Палаты, говоря о структуре внутреннего рынка, напомнила о том, что порядка 65-70% всех пассажиров, путешествующих внутри страны, перевозятся между её городами и Москвой.
Москва, традиционно, самый большой «курорт» в России. :)

Еще примерно 8% - это полеты между Москвой и Санкт-Петербургом. Что касается статистики перевозок региональных, то она пока не сильно радует. Хотя, казалось бы, природными красотами Россия не обделена.


14. Леонид Сергеев, Генеральный директор «Базэл Аэро», управляющей аэропортами Сочи, Геленджика, Анапы и Краснодара, заметил, что к настоящему моменту все подконтрольные компании воздушные гавани прошли через реконструкцию.


15. При этом работы, по его словам, были проведены с учетом обеспечения необходимого качества обслуживания при непрерывном росте пассажиропотока в течение 20 лет.


16. В Геленджике построена абсолютно новая ВПП. Реконструкция полосы и перрона также завершается в Краснодаре. Сочи впервые за многие десятилетия начал обеспечивать достойный уровень обслуживания в аэровокзальном комплексе (те, кто летал в Сочи 10 лет назад, наверняка помнят тесную «коробку» ушедшего в историю терминала, где люди от духоты, зачастую, падали в обморок).


17. Перевозки на юг России и, в частности, в Сочи, очень сильно подвержены сезонному фактору.
Даже несмотря на наличие возможности катания на лыжах, зимой поток туристов в Сочи значительно снижается.


18. Это создает сложности в работе и курортов, и аэропортов, и авиакомпаний.
Авиакомпании вынуждены держать провозные ёмкости, которые не загружены зимой. Курортам приходится делать непростой выбор: либо платить зарплату персоналу, либо сокращать его в «низкий» сезон. Аналогичные вопросы встают перед аэропортами.


19. Обеспечивать неизменно качественный сервис и гармонично развиваться в условиях  сезонной «синусоиды» очень сложно. Наверное, здесь свой ход должны сделать представители туриндустрии. Пока большинство туристов рассматривают поездку в Сочи или Анапу исключительно в ракурсе «море - пляж - дискотека». А зимой море в наших широтах, всё же, довольно прохладное, и не может являться «магнитом», притягивающим отдыхающих. Должно быть что-то ещё. Может быть, споттинг?


20. И здесь, наверное, стоит обратиться к мировому опыту, который ярко свидетельствует о том, что глобальные перемещения людей обеспечивает событийный туризм, а теплое море и красивые развалины старых крепостей - это лишь половина дела. Фестивали, карнавалы, - всё, что дарит людям эмоции. Всё, что позволит полностью загрузить огромный Boeing 747.


21. Пока в этом направлении у нас, зачастую, наблюдается даже регресс. Самый наглядный пример - музыкальный event «Казантип», который, благодаря неоправданно агрессивному, на мой взгляд, поведению отечественных силовых структур, в этом году снялся с насиженного места в Крыму и переехал в Грузию. А ведь на «Казантип» каждый год приезжали десятки, если не сотни тысяч человек.


22. И, конечно же, нельзя забывать о таком факторе, как радушие и гостеприимство местных жителей.
Я иногда вспоминаю, как несколько лет назад во время велопрогулки по Подмосковью (а точнее, это был велопробег Москва - Подмосковные леса - аэропорт «Домодедово»), в одной из деревень, в магазине, куда мы зашли купить воды, женщины-покупательницы посоветовали нам скорее уносить ноги, - «наши ребята собирают толпу, хотят вас избить».

Вы понимаете всю пикантность ситуации, да? Местные жители собираются избить велосипедистов только за то, что те «имели наглость» проехать по улицам их деревни. К сожалению, зачастую менталитет людей устроен так, что они воспринимают туриста-незнакомца либо как «лакомый кусочек», которого нужно ободрать как липку, либо просто видят в нём незваного гостя: «понаехали тут».


23. Да, многому предстоит нам научиться.
Хотя бы у далёкой Кубы, где «аборигены» не только почти всегда приветливы и улыбчивы, но и всеми силами стараются создать неповторимую атмосферу, которая превращает каждую минуту пребывания на «Острове Свободы» в праздник.


24. Люди летают всё больше. Сидеть на месте стало не интересно и, что немаловажно - не модно.
И пока дальние страны манят граждан РФ больше, нежели родные берёзки. Произойдёт ли перелом в нынешнем раскладе сил? Очевидно, что для таких перемен должно измениться очень многое. Появляются новые аэропорты и терминалы, но нужны интересные предложения со стороны туроператоров. Нужно обеспечить качество сервиса, сравнимое с тем, к чему мы привыкли, путешествуя по другим странам. Нужно, чтобы отечественные курорты могли предложить что-то интересное не только в сезон. И, наконец, авиаперелёт должен для большинства граждан перейти из разряда несколько дорогой и достаточно редкой экзотики в категорию доступной и привычной услуги. Примерно как воскресный поход в супермаркет за продуктами. :)
А небо - оно большое. Оно ждёт. Всех.


споттинг, spotting, Домодедово, пресс-тур, страны и люди, дискуссия, аэропорт Сочи, travel, аэропорт Домодедово, самолеты, мысли, Сочи, аэропорты, russia, avia: red wings, отдых, avia, press tour, domodedovo

Previous post Next post
Up