Это уже становится какой-то традицией.
Проверил время вылета, вспомнил о пробках, добавил еще полчасика на всякий случай... И все равно я опаздываю на этот чертов самолет! С утра все пошло не так. Повалялся в постели лишних 5 минут. Голодные, размером с блюдце, глаза кота. Проморгал кофе и залил плиту, долго ждал лифт. А я ненавижу ждать лифт! Когда обитатели нашей многоэтажки, словно зомби, выскакивают из дверей своих квартир и судорожно жмут кнопку вызова шайтан-кабины, пытаясь успеть на работу, до моего верхнего этажа лифт доползает небыстро. Его всегда перехватывает кто-то, живущий ниже, и мне иногда даже кажется, что я слышу из зловонного чрева шахты торжествующий и зловещий хохот. В аэропорт!
01. Еще я ненавижу бежать по переходу между терминалами, пытаясь одновременно обогнуть еле ползущих зевак-пассажиров и удержать выпрыгивающее из груди сердце. Ненавижу капли горячего пота, стекающие по вискам и шее под воротник рубашки и моментально становящиеся холодными. Ненавижу когда чемодан на колесиках, с грохотом подпрыгивающий за спиной, переворачивается, и отнимает драгоценные секунды. Ну почему я не встал на 5 минут раньше, на кой черт мне сдался этот кофе, и зачем я поселился на пятнадцатом этаже?
Регистрация. Чемодан. Багажная бирка. Секунды...
Как раздражают эти секунды. Процесс эволюции несчастного пассажира детской коляски в столь же несчастного пассажира авиалайнера, который тянулся десятилетия, кажется, не был столь мучительным.
02. Эволюция… За последние 100 лет много чего изменилось.
Мы перестали бояться летать. Мы даже полюбили это делать.
Современные лайнеры летают выше, дальше и быстрее.
За считанные часы можно оказаться на другой стороне земного шара.
Утром кормить с руки кенгуру в зоопарке Сиднея, а вечером раствориться в атмосфере веселья лондонского паба. Да! И ведь все это можно делать, используя премиальные мили!
03. Не изменилось лишь одно.
Мы по-прежнему очень спешим и постоянно опаздываем. Сканирование посадочного. Проверка паспорта. Досмотр. Часы тревожно тикают. Ну почему они все так копаются? Вальяжно снимают куртки и неспешно разматывают шарфы, словно девушки на сцене в стрип-клубе... Топчутся на месте... Куда и зачем летит эта огромная масса людей?
04. «Что у вас там такое продолговатое, железное»? Рывком раскрывается молния - смотрите но, пожалуйста, побыстрей... В бизнес-зал уже не успеваю, добежать бы вовремя до гейта... Вокруг тысячи людей, которые поднялись с постели ни свет ни заря. И всем им зачем-то срочно надо на другой конец Земли.
05. Так проходит жизнь частолетающего пассажира, каждую неделю проводящего в небе долгие часы.
И не менее долгие часы тратящего на прохождение предполетных формальностей. Эти часы слагаются в года, а жизнь, тем временем, как-будто проходит мимо. И ни один, даже самый быстрый лайнер, не поможет нагнать упущенное.
06. Реалии сегодняшнего дня, к сожалению, не предлагают нам максимума комфорта и расслабленности при путешествии по небу.
Постоянные досмотры. Снять ремень и часы. Десять раз туда-обратно через рамку... Но если попробовать заглянуть в день завтрашний? Что мы увидим? И, самое главное, кто и как создает для нас это волшебное «завтра»?
07. Представьте себе картину: вы идете на досмотр, небрежно помахивая посадочным талоном, и никто его не проверяет. Вернее, пока вы как веером обмахивались своим документом, подтверждающим право пройти на борт самолета, на вас просто посмотрела неприметная девушка в странных очках, словно скучающая за своей стойкой. И этого беглого взгляда ей оказалось достаточно для того, чтобы просканировать посадочный талон и идентифицировать вас как пассажира.
08. А на стойке паспортного контроля вы не ждете несколько минут, пока сотрудник пограничной службы перелистает весь ваш паспорт, при этом пристально разглядывая потенциального «нелегала» иcподлобья. И - да - этот человек тоже носит странные очки.
09. Такое будущее рисует нам Jim Peters, технический директор компании SITA. Что это за организация и откуда берется такая уверенность? Это компания, благодаря которой сегодня мы не ходим в офис авиаперевозчика за бумажным билетом, а покупаем электронный билет через интернет. Компания, придумавшая online-регистрацию и киоски самостоятельной регистрации. Компания, благодаря которой мы можем пользоваться интернетом на борту авиалайнера (конечно, если воздушное судно оснащено оборудованием, необходимым для доступа в Сеть).
10. Более 60 лет назад, в далеком 1949 году, 11 европейских авиаперевозчиков решили снизить совместные расходы, создав компанию, которая будет обеспечивать телекоммуникационную сетку. Так появилась SITA (www.sita.aero/ru), которая в 1957 году пришла в СССР.
В архивах есть любопытное письмо, подписанное Анастасом Микояном, в котором он настоятельно требует, чтобы компания Аэрофлот вошла в члены SITA. Этот документ требовал от Аэрофлота присоединиться к SITA, а от Министерства Связи - обеспечить создание информационного канала между Москвой и Копенгагеном, связав Советский Союз с авиационной сетью других стран.
11. В 1974 году открылся офис SITA в Москве. Прошло еще 20 лет и Советский Союз распался. На обломках Советской гражданской авиации в новых, уже суверенных государствах, стали появляться другие авиапредприятия. Сейчас офисы компании работают в Украине, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Армении, Украине, Узбекистане и Туркменистане.
Огромное количество инновационных вещей, которые случились в России впервые, проходили через SITA. Первый электронный билет на постсоветском пространстве был выписан «Аэросвитом» при использовании технологий SITA. Посредством ее технологий был забронирован онлайн первый билет (авиакомпания «Сибирь»), а первый человек прошел через online-систему регистрации.
12. И все же, чтобы заглянуть в будущее гражданской авиации, нужно понять, над чем невидимые нам специалисты отрасли работают сегодня.
13. Обозреватели технологических новинок позиционируют носимые компьютеры - устройства, которые можно носить с собой на теле - в качестве прорывного решения, которое может принципиально изменить подходы к работе с информацией, ее использованию и обработке. Самой большой ажиотаж в настоящее время разгорелся вокруг «умных» часов и интерактивных очков, о работе над созданием которых объявили такие гиганты как Sony, Samsung и Google.
14. Рынок носимых устройств до недавнего времени был представлен только интеллектуальными головными гарнитурами.
Однако, в начале 2013 года компания Google осуществила в этой сфере прорыв, представив на рассмотрение избранной группе пользователей новое головное устройство с дисплеем, получившее название Google Glass. Еще до массового внедрения новой технологии SITA Lab в числе еще нескольких выбранных компаний-разработчиков получила для тестирования сразу два устройства - Google Glass и Vuzix M100. Экспертами SITA были проведены исследования различных возможностей использования этих устройств в авиакомпаниях и аэропортах.
15. Мне удалось протестировать «чудо-очки» в Вене, на конференции Europe Aviation ICT Forum 2013. После того, как устройство оказалось на переносице, мне предложили для начала реализовать какое-нибудь желание. Любое. Для этого было необходимо всего лишь потереть подушечкой пальца дужку очков и сообщить им о своем желании. Недолго думая, я попросил пива. Устройство вывело на экран карту и предложило мне сходить в Венский зоопарк. Несколько секунд замешательства... Я пытался понять, какую связь зоопарк имеет с пенным напитком и, наконец, до меня дошло, что надо поработать над произношением. Я сказал не «beer» а «bear» (медведь). Со второй попытки система выдала мне карту расположения близлежащих баров и пабов. Победа! Я справился. :)
16. После разминочной минутки юмора была поставлена более серьезная задача.
17. Я навел взгляд на посадочный талон, после чего на мониторе моментально всплыли все данные пассажира: имя, фамилия, возраст, рейс, количество перевозимых мест багажа, место на борту лайнера. Конечно же этой информации может оказаться недостаточно. А что если девайс будет использовать сотрудник авиакомпании для того, чтобы более детально познакомиться с пассажиром?
18. Ну что же: не нажимая никаких кнопок можно узнать номер его карты частолетающего пассажира. Информацию о том, куда он чаще всего летает. В какой части салона предпочитает сидеть. Какие напитки заказывает во время полета и что ранее выбирал в каталоге беспошлинной торговли на борту. И если наш любимый пассажир мистер James Oconnor все время приобретает Grant’s Family Reserve Scoth Whisky, может быть, стоит заранее позаботиться о том, чтобы на рейсе, куда этот пассажир купил билет, данный напиток был в наличии?
19. Технический директор компании SITA Джим Питерс (Jim Peters), выступая на авиационной конференции Europe Aviation ICT Forum 2013 в Вене, был преисполнен азарта и оптимизма:
- Носимые компьютерные устройства, такие как Google Glass, открывают новые возможности для повышения эффективности работы персонала, позволяя без помощи рук получать информацию от традиционных систем регистрации и бронирования. Информационное взаимодействие в данном случае может осуществляться как посредством видеоанализа того, что видит сотрудник - например, изображения посадочного талона или багажной квитанции, так и с помощью распознавания голоса, или путем комбинирования двух методов.
20. В рамках тестирования новых устройств SITA Lab разработала приложение SWIFT Boarding, использующее встроенные в головное устройство дисплей и камеру в качестве сканера. Приложение предназначено для того, чтобы дать возможность авиаперсоналу с помощью интерактивных очков одновременно сканировать и проверять посадочные талоны и паспорта в зоне вылета пассажиров. Оба документа считываются один за другим. И приложение проверяет, принадлежат ли они одному человеку.
21. Интересно нас ждет будущее, не правда ли?
Предполетные формальности перестают быть утомительными и раздражающими, ведь они в буквальном смысле «растворяются» в воздухе, становясь незримыми и необременительными. Аэропорты будут напичканы сенсорами, отслеживающими перемещение пассажиров по терминалу. Сканирование документов и посадочных будет происходить бесконтактным способом... Но когда наступит это «завтра»?
22. Безусловно, существуют вопросы, требующие решения. Это неизбежно для любой новой технологии.
Приложение SWIFT подтвердило удачность новой концепции обработки информации. Проездные документы и карты часто летающих пассажиров могут с успехом сканироваться с помощью подобных интерактивных очков, одновременно предоставляя фактически неограниченные возможности по предоставлению индивидуального, персонифицированного сервиса в аэропорту и на борту воздушного судна.
23. Авиакомпания будет иметь возможность выделить своего клиента из массы других пассажиров, предложив ему уникальные и действительно необходимые услуги. И вряд ли кто-то будет против, если этот сервис благоприятно повлияет на прибыли авиаперевозчика.
24. Однако, данные устройства пока еще недостаточно быстро работают, чтобы соответствовать требованиям к скорости обслуживания пассажиропотока в аэропортах. Проверка документов занимает больше принятого в авиаотрасли временного стандарта - одной секунды, что делает невозможным их использование в настоящем времени в качестве альтернативы существующим системам. По крайней мере, до тех пор, пока не будут разработаны более мощные интерактивные очки.
25. Словно предвидя вопросы скептиков, Джим Питерс нанес опережающий удар:
- Наше исследование в SITA с определенностью указывает на то, что данные технологии должны сперва стать более надежными и более дешевыми. Только в этом случае их можно будет начать использовать в авиатранспортной отрасли. Качество камеры также нуждается в улучшении. В настоящее время для успешного сканирования документов требуются почти идеальные условия освещенности в аэропорту. Наконец, также следует обратить внимание на такие вопросы, как необходимая пропускная способность для их широкого использования, время автономной работы и, конечно, культурные и социальные аспекты, волнующие и пассажиров, и сотрудников.
26. Культурные и социальные аспекты... Вспоминая, сколько баталий в свое время вызвало применение повсеместно используемого ныне штрих-кода, в котором, якобы, зашифровано «число дьявола», можно предположить, что новые технологии на первых этапах внедрения могут также вызвать отторжение. Вероятно, не каждый пассажир будет доволен тем, что соответствующие службы аэропорта и авиакомпании получают информацию о нем «без его ведома». Конечно, и сейчас пассажир эту информацию безропотно предоставляет. Но в глубине души он может тешить себя иллюзиями, что все эти данные передаются с его согласия: «я сам отдал им свой посадочный, я разрешил». Наверняка будет этап ломки каких-то стереотипов и внутренних барьеров. А барьеры технического плана... Они были всегда.
27. Со сходными проблемами SITA Lab ранее уже сталкивалась на начальном этапе использования технологий, применяемых в смартфонах.
Поэтому ожидается, что выявленные сейчас недочеты будут устранены в течение 12-18 месяцев с момента выпуска новых устройств.
28. После этого у носимых компьютеров появятся многообещающие перспективы, предполагающие инновационные способы их использования в авиатранспортной отрасли. Данное исследование SITA Lab, как одно из самых первых, имеет ключевое значение для определения способов применения новых технологий в авиаиндустрии.
29. Все мы помним, какими нам показывают аэропорты в художественных фильмах.
Яркий свет, простор, улыбки. Главный герой в дорогом костюме легко и непринужденно, словно играючи, проходит все процедуры, предшествующие полету. Секунда на получение посадочного талона, проход через рамку металлодетектора с первой попытки. По глянцевому, почти зеркальному полу неслышно катится чемодан «cabin size». Чашка кофе, выход на посадку. Ни одной заминки на всем этапе путешествия, от щелчка захлопываемой двери такси у входа в терминал до щелчка, сопровождающего застегиваемый ремень безопасности.
30. В жизни все не так идеально. Новые технологии, разрабатываемые SITA, я надеюсь, позволят нам летать также красиво и непринуждённо, как это делает главный герой фильма «Мне бы в небо». Всегда хорошее настроение, самообладание на грани Дзен-Буддизма и полный контроль над ситуацией. Сбои в системе на стойках регистрации, звенящие рамки на спецконтроле, хмурый сотрудник, который никак не может считать сканером штрих-код вашего Boarding Pass… Все это, я надеюсь, совсем скоро станет историей, вспоминаемой пассажирами Аэропорта Будущего со снисходительной улыбкой.
P.S. Но пока будущее в пути, хотелось бы обратить внимание специалистов SITA на одну проблему сегодняшнего дня, которую не смог решить еще ни один аэропорт... Это процесс получения багажа. Десятки пассажиров буквально нависают над багажной лентой, по которой неспешно дефилируют их чемоданы, в попытке найти свой. А еще сотни стоят сзади, пытаясь что-то разглядеть за спинами тех, кто толпится у багажной ленты.
При этом, если бы все прилетевшие путешественники организованно встали, скажем, в трех метрах от несущейся череды сумок и чемоданов, то всем было бы удобно. Не возникало бы необходимости тянуть шею и причудливо изгибаться, чтобы идентифицировать свой багаж среди остальной массы. Стопроцентный обзор. Увидел свою сумку - сделал шаг вперед, снял ее с ленты, вернулся назад.
Логично и, что самое главное, удобно!
Так вот... Как заставить пассажиров, получающих багаж, вести себя цивилизованно?
Возможно, именно SITA предложит изящное решение?
Update: вариант идеи...
По периметру багажной ленты на удалении, скажем, двух метров, на полу горит светодиодная дорожка, ограничивающая зону получения багажа.
В этой зоне можно находиться только для того, чтобы снять уже вышедший из недр чемодан. Параллельно сканер, установленный на потолке, считывает лучом информацию о количестве пассажиров, находящихся в этой зоне. Допустим, число ограничено тридцатью или сорока пассажирами. Это немного, обзор для остальных не нарушится. И примерно такое число чемоданов одновременно с ленты обычно и снимается.
Но! Если внутрь периметра зашло на 10 человек больше, чем предписано, лента транспортера начинает затормаживаться. Зашло на 20 человек больше - лента остановилась, багаж не поступает. Всем грустно. :)
Тогда сами пассажиры, желающие поскорее забрать свои чемоданы, заставят зевак, «прилипших» к багажной ленте, покинуть пространство перед ней: «Мужчина, ну что вы всех задерживаете, вернитесь, пожалуйста, за линию». Ведь всегда видно, кто снимает багаж, а кто просто стоит и высматривает его. Люди не любят ждать, поэтому «торопыг», просто переминающихся с ноги на ногу у ленты, быстро выдворят туда, где и положено ждать.
Не уверен, что это реализуемо в рамках бюджета, с которым аэропорт согласится. Но это просто одна из идей.