Эпиграф: Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира? ©
Авиация всегда привлекала и будет привлекать огромное количество людей. Услышав гул двигателей, большинство из нас задирает голову вверх, чтобы прикрыв глаза ладонью от солнца найти в небе маленькую точку. Самолёт. Мы провожаем его взглядом, задумавшись о чем-то своем, и в эти секунды переживаем внутри массу эмоций. Никто не знает почему люди так устроены. Да и зачем это знать?
Если вы заметили, в заголовке к этой заметке я упомянул именно обзорные площадки. Я не назвал их «споттерскими». Почему? Потому что почти во всех аэропортах, где такие площадки есть, большую часть их посетителей, по моим наблюдениям, составляют вовсе не авиационные фотографы, а совершенно обычные люди.
Чтобы ответить на вопрос, зачем же все-таки нужны такие площадки и нужны ли они вообще, давайте прогуляемся вокруг нескольких аэропортов. Берлин, Амстердам, Кельн, Дюссельдорф, Гонконг, Москва, Денпасар... Эта прогулка не отнимет много времени, но может дать много пищи для размышлений.
![](http://farm4.staticflickr.com/3760/9245173780_a145ec48dc_o.jpg)
01. Наверное, эту «прогулку» стоит начать с небольшой истории. В 2011 году, когда летний зной сменился осенней промозглостью, а пожухлая листва начала противно хрустеть под ногами я, прихватив с собой велосипед,
отправился в Барселону. Это был уже не первый мой визит в прекрасный и солнечный испанский город. Однако, он был первым, преследующим цель поснимать самолёты в аэропорту «El Prat». На месте меня встречали загоревшие и утомленные хамоном
urmn и
air-raser. Эти замечательные люди и стали моими гидами по окрестностям воздушной гавани Барселоны.
Увиденное потрясло меня. В канавах вокруг аэропорта плавали не пустые пластиковые бутылки и окурки. В них плавали черепахи… Вокруг летного поля проложены велодорожки. В наличии три платформы, с которых можно наблюдать за лайнерами, не опасаясь свернуть себе шею. Первая точка, куда меня привезли, находилась прямо под глиссадой. Расположение, ни дать ни взять, как в «Шереметьево» у торца 25-го курса. И вид соответствующий. Только лучше - забор не бетонный, а прозрачный. Эта площадка, помимо шикарного вида, в качестве дополнительных удобств предоставляла любителям авиации в безвозмездное пользование лежаки и фонтанчик с питьевой водой.
02. Остальные две площадки были без фонтанчиков, но порадовали своим расположением и высотой, открывая шикарные виды на летное поле. Кроме того, одна из платформ сконструирована таким образом, чтобы на нее без проблем мог заехать человек на инвалидной коляске. Шок был невероятным.
Да, я не смог сдержать нахлынувших эмоций и, от увиденного, разрыдался.
03. А теперь самое время для того, чтобы вернуться к вопросу: кому это все нужно, и нужно ли вообще? Думаю, стоит начать с фактов. Независимо от того, может аэропорт похвастаться наличием обзорной площадки или нет, он притягивает и всегда будет притягивать огромные массы людей. Авиация - удивительная сфера, изменившая нашу жизнь. Неудивительно, что тысячи людей по всему миру с восхищением провожают взглядом пролетающий самолет. Романтика неба окрыляет и взрослых, и детей.
В аэропорту Денпасара [Бали, Индонезия] нет обзорной площадки для наблюдения за самолетами. Тем не менее, этот мальчик прошел вдоль забора несколько километров чтобы полюбоваться взлетами и посадками воздушных судов.
04. В последние годы столичные аэропорты устраивают так называемые «официальные споттинги» для любителей авиационной фотографии. Суть этих мероприятий всем знакома: группа заранее подавших заявки фотографов в сопровождении сотрудников Службы Авиационной Безопасности организованно перемещается по контролируемой зоне аэропорта, фотографируя как статику (лайнеры на стоянках), так и повседневный траффик (руления, взлёты, посадки). Но в остальное время плейнспоттинг в России до сих пор зачастую вызывает к себе неоднозначное отношение со стороны властей. В головах большинства блюстителей порядка аэропорты у нас до сих пор являются «стратегическими» и «секретными» объектами. Но, согласитесь, в эпоху Google Maps, когда сидя перед компьютером можно получить самую детальную инофрмацию о любом аэропорте, разговоры о «секретности» выглядят несколько смешно. Да, в последние годы в России отношение к плейнспоттингу понемногу начало меняться, но в глобальном смысле мы отстаем от Европы на много лет.
Так проводят свое время любители авиации в аэропорту «Домодедово».
Изображение взято в журнале
ni66ck
05. Осталось понять, зачем же обзорные или споттерские площадки нужны самим аэропортам? Быть может, они нужны только нам?
Мне кажется, что в последние годы наметилась тенденция: каждый аэропорт стремится перещеголять «коллег» в создании имиджа воздушной гавани, ориентированной на потребности человека. Если это действительно так, то, возможно, стоит призадуматься и о создании цивилизованных условий для людей, что проводят время у забора, тщетно пытаясь разглядеть что-то за серой массой бетона.
А зачем это делать... Одними официальными споттингами не обойтись. Люди идут к забору аэропорта и будут идти. В «Домодедово», чтобы что-то увидеть, любителям авиации приходится лазить по деревьям вокруг забора. Когда-нибудь кто-нибудь не дай Бог свернет себе шею. Нужно это аэропорту? Во «Внуково» условия также комфортными не назовешь. В «Шереметьево» любимый многими «пятачок» перекрыли отбойниками, об этом у себя в ЖЖ
писал Алексей boeing. Проблема очевидна и, кажется, даже перезрела.
Так может быть, самое время задуматься о ее решении? Ведь может быть и по-другому? Например так:
06. Аэропорт Дюссельдорфа. Здесь целых две обзорных площадки. Одна из них находится на крыше аэровокзального комплекса, другая на крыше железнодорожной станции. Виды открываются потрясающие: рулежки, ВПП, перрон. И не обязательно иметь телеобъектив, чтобы что-то разглядеть. Площадки оборудованы штатной оптикой для любителей авиации. Вход платный, если мне не изменяет память около 2 евро. 100 рублей. И людей приходит много. Даже в плохую погоду площадки не пустуют. Чем не пример грамотного и цивилизованного отношения к потребностям обычных людей?
07. Кельн. Обзорная площадка на крыше терминала. Вот на экскурсию привели группу детей. Они смешно суетятся и при этом серьезно морщат лбы, изображая важность: сигнальные жилеты и бейджики делают их «почти взрослыми» в собственных глазах.
08. Но не только в Европе давно поняли, что авиация - предмет интереса многих людей. Перенесемся в Гонконг. Здесь одна из самых шикарных обзорных площадок, что я видел в своей жизни. Расположенная на высоте примерно 25-этажного дома, она открывает обзор в 360 градусов. Отсюда просматриваются обе ВПП и перрон аэропорта. А какие виды... Вот Константин
stavsk8 фотографирует нечто, летящее вдали:
09. Что же вызвало его интерес?
10. Кто-то, вероятно, попробует возразить: ради одного - двух- трех человек затевать строительство обзорной площадки? Стоит ли овчинка выделки? Увы, тропа сюда протоптана далеко не одним человеком...
11. И неудивительно - ради такого вида сюда стоит подняться. И провести здесь не один час...
12. Кстати, здесь я увидел, что, а вернее КТО стал прообразом ливреи для авиакомпании S7 Airlines. :)
13. Лайнеры стремительно проносятся мимо и, словно жирные гуси, смешно плюхаются на бетон ВПП, воодушевляя посетителей.
14. Налево горы...
15. Направо море...
16.
Кто-то может возразить: «Гонконг расположен в весьма комфортных климатических условиях. В наших широтах подобное невозможно»! И будет неправ...
Перенесемся в Амстердам! Погода здесь весьма капризная, за час может пройти дождь, выглянуть солнце, и затем посыпать снег. Но что это? Верно! Это знаменитая Panorama Terrace, расположенная на крыше терминала аэропорта «Schiphol».
17. Она открыта для любителей авиации круглый год. Вход на нее совершенно бесплатный. А размеры... Размеры трудно описать словами. Проще показать.
18. И приходят сюда далеко не только люди с большими фотоаппаратами...
19. Здесь проводят свой досуг целые семьи. И, наблюдая за увлекательной, полной волнительных эмоций жизнью аэропорта, несложно потерять счет времени...
20. А одной из главных достопримечательностей данного места стал лайнер Fokker 100 (PH-OFE).
Он не заперт, по импровизированному трапу можно подняться на борт. Посидеть в кресле, увидеть чемоданы в багажном отсеке (пол прозрачный), послушать записи переговоров экипажей...
21. Можно заглянуть в кокпит и помечтать о чем-то своем...
22. Отвлечься на взлет очередного лайнера...
23. Полюбоваться отражениями в мокрой глади бетона рулежки...
24. И потренироваться в решении сложно задачи: что там рулит вдалеке, Boeing или Airbus?
25. Или, поспорив с друзьями, прийти к общему мнению: главное - хвост!
26. Здесь есть информационные стенды, ознакомившись с которыми можно узнать, какие еще точки являются наиболее выигрышными для наблюдения за взлетающими и садящимися лайнерами.
27. И, посидев в тени Фоккера-трудяги, сорваться в Макдональдс. Правда, в Макдональдс не совсем простой, а споттерский. :) Обратите внимание на эти экраны.
![](http://farm4.staticflickr.com/3797/9242463601_7205a3a467_o.jpg)
28. На них транслируется информация о прилетах и вылетах, а средний монитор демонстрирует нечто вроде привычной нам картинки с ресурса Flightradar24.com. Это внутри ресторана. А открытая веранда находится всего в сотне метров от ВПП. Забора нет.
29. Здесь настоящий авиационный рай не только для взрослых, но и для совсем маленьких детей. Даже горка на игровой площадке не дает забыть о том, что это аэропорт. Воздушная Гавань. Дорога в Небо!
30. Жаркий Бангкок... А вот здесь нет обзорной площадки для любителей авиации. В поиске удачного ракурса я долго бродил в окрестностях аэропорта «Suvarnabhumi», пока не забрел на задворки магазина, торгующего автомобильными дисками и покрышками. И пока я делал такие кадры...
31. Стал объектом пристального внимания местного «САБа». :) Сначала эти «грозные» парни строили мне зловещие рожицы. А затем, пропав куда-то на полчаса, вернулись с только что изготовленным фотороботом моей физиономии. Видимо, внесли в список особо подозрительных личностей. :)))
![](http://farm3.staticflickr.com/2815/9245183130_b8897ec7bd_o.jpg)
32. Однако! Несмотря на отсутствие в аэропорту Бангкока официальной споттерской / обзорной площадки, место для поклонников авиации здесь все же есть! По выходным сотни людей приезжают к торцу ВПП 01R. Живописная лужайка - идеальное место для пикника. Над головой проносятся лайнеры, которые можно долго провожать взглядом: забор прозрачный. А сидящий всего сотне метров от места гуляний полчищ аборигенов сотрудник САБа абсолютно не интересуется происходящим, предпочитая жаре прохладу своей кондиционируемой будки. И, само-собой, многие здесь фотографируют.
33. И снова Гонконг...
34. И снова Барселона... И очень хотелось бы, чтобы список Воздушных Гаваней, каждый день с улыбкой встречающих любителей авиации, пополнили и аэропорты московского авиаузла! Я не сомневаюсь, что однажды это произойдет. Но кто станет первым?