Хотин, Украина, август 2016 / Khotyn, Ukraine, August 2016

Apr 12, 2020 20:33

Если вы пищали от Каменец-Подольской крепости, поберегите свои восторги до того момента, пока не побываете в Хотине. Сделать это несложно - дорога от Каменца-Подольского до одного из древнейших городов Киевской Руси занимает около получаса на транспорте. Добраться с целью однодневного путешествия можно и от Черновцов, на это понадобится чуть больше часа. В отличие от Каменца, где вас привезут в большой и оживленный город, сойдя с автобуса в Хотине вы окажетесь практически на пустыре с одноэтажным зданием автовокзала. Здесь вы не найдете Старого города с Ратушей, плеяды религиозных сооружений или соответствующих построек, а ближайшие тридцать-сорок минут будете идти пешком через поселение, которое, с учетом числа жителей в районе десяти тысяч человек, язык с трудом повернется назвать городом. Впрочем, все не так примитивно, как может показаться на первый взгляд. В переводе со славянского Хотин означает что-то вроде «желаемый» и всегда считался желанным местом для проживания.



Кликаем на галочку и читаем дальше








Город был основан князем Владимиром в одиннадцатом веке и за свою многовековую историю в чьих только руках не успел побывать - тут тебе и турки, и румыны, и поляки и русские... Это находит отражение в частично сохранившейся архитектуре города - среди хрущевок и деревянных домиков можно найти нетипичные постройки вроде как румынской эпохи или наткнуться на турецкую таможню на месте бывшей границы Османской империи и Речи Посполитой.










В то же время, не зная заранее, на что стоит обращать внимание, есть большая вероятность протопать мимо, опустив голову в землю и пытаясь найти тень для спасения от беспощадного августовского солнца.







Заасфальтированная дорога - спуск к главной достопримечательности города - начинается с информационного щита от совместной программы «Румыния-Украина-Республика Молдова» (которая длилась до 2013 года) с приглашением посетить три средневековые жемчужины - Сучавскую Тронную крепость в Румынии, Сорокскую крепость в Молдове и, собственно, украинскую Хотинскую крепость. Раскинутые вдоль дороги частные домики показались очень аккуратными и чистыми; видно, что ухаживают за ними с любовью.






















И вот, перед глазами открывается живописная панорама - бастионы, валы, река Днестр, памятник гетману Петру Сагайдачному, развалы с сувениркой и Бендерские ворота, через которые проходила дорога между Хотином и крепостью в Бендерах. Через ворота осуществлялся вход в Новую крепость, а крепость Старая пока что отсюда кажется далекой и еще совсем крошечной, умещающейся на ладони.













Но погодите-ка, что еще за Новая крепость, и, главное, где? Налево - холмы, направо - Днестр, прямо - основной замок, гарнизонный собор Александра Невского и гарнизонная школа, в которой сейчас расположено кафе, какие-то руины еще, овраги...










И вот глаза то тут, то там выхватывают куски валов, опоясывающих полукругом Старую крепость. Часть из них скрыта травой, часть разрушена почти до основания, но этот полукруг огромен. Новая крепость была построена турками в начале восемнадцатого века для создания внешней линии обороны основной Хотинской крепости. Проектировали и управляли оборонительными работами французские военные инженеры - на тот момент Франции принадлежало первенство в строительстве бастионных крепостей.







Наиболее сохранившийся (отреставрированный) вал находится как раз у Бендерских ворот, но наиболее впечатляющей частью Новой крепости я бы без сомнения назвала часть вала у ворот Ясских.




Очень высоко, очень опасно, очень узко, очень масшабно, очень величественно, очень страшно, очень все остальные эпитеты. Один взгляд вниз стоя на тропинке шириной в сантиметров пятнадцать, и у тебя уже вся жизнь перед глазами пролетела. Фраза «крови в адреналине не обнаружено» здесь актуальна как никогда.










Несмотря на то, что укрепления на месте Старой крепости появились еще в пятом веке, каменную форму они приняли в веке тринадцатом. Наибольшая перестройка крепости произошла во второй половине пятнадцатого века - тогда она была в составе Молдавского княжества; а еще век спустя понадобился новый «ремонт» - устранить последствия штурма крепости поляками. Проще говоря, Хотинская крепость является молдавской. И вблизи она совсем не крошечная. А укрепления отнюдь не шуточные.




Сами посмотрите: с одной стороны - спуск к Днестру, который нужно было укреплять для защиты от нападения со стороны реки; с другой - овраг, из которого вырастает как минимум пятидесятиметровая каменная кладка. Перепад высоты между внешней стеной и внутренним двором поражает - разница раза в два, если не больше. Стены крепости обрамляют четыре башни, причем самая мощная, Северная, также стоит на краю глубокого оврага. Окружающие замок холмы и овраги вообще страшная вещь - оступиться или потерять из вида человека - раз плюнуть. Воспоминаний о стрессе с той прогулки у меня не меньше, чем восторгов.













Еще двумя внешними изюминками крепости являются необычные, выложенные из красного кирпича орнаменты, популярные в молдавской архитектуре, а также огромное мокрое пятно на западной стене. Это пятно меня очень позлило во время поездки - ну как так, потомки, такую красоту не уберегли, наверняка это мокрое пятно скоро все размоет и крепость начнет разрушаться. Но оказывается, это пятно «украшает» стену уже минимум пару веков, размер его не меняется, а появление успело обрасти тайнами и легендами. Наиболее правдоподобной звучит версия о лопнувших в крепостном подвале бочках с олифой. Другие варианты более «кровожадные» - это либо слезы узников турецкого плена, либо замурованной в стене девушки. Выбирайте, что вам ближе. А по расположению пятна на стене зацените, где находится подвал с внутренней стороны крепости.










Вход в Хотинскую крепость осуществляется по подвесному мосту через въездные ворота. Внутри - довольно маленький дворик, никак не сопоставимый с внешним величием крепости. Немногочисленные внутренние постройки - пятнадцатого-шестнадцатого веков. Это осадный колодец, выбеленные казармы, выложенный из красного кирпича дворец коменданта и гарнизонная церковь Константина и Елены. Перед дворцом коменданта стоит лобное место, но с подвохом. Построили его во время съемок фильма про Тараса Бульбу две тысячи девятого года. И это не единственная отснятая тут кинокартина - на территории крепости записано более пятидесяти фильмов, в том числе сцены снятия осады Ля-Рошели в Трех Мушкетерах.

























Под дворцом коменданта ведущая в какое-то подвальное помещение каменная лестница. Поскольку кроме люков, окошек и уже современных розеток там ничего не было, функция помещения осталась загадкой. Деревянная лестница ведет в церковь, но тут память меня подводит - возможно туда мы не заходили. Зато не обошли стороной выставку устройств для средневековых пыток. Конечно, какая уважающая себя средневековая крепость без выставки пыток. И выставка номер два - картины, посвященные Хотинским событиям. А их за время существования крепости было ой как немало. Начиная с шестнадцатого века, если верить Википедии, битв под Хотином и осад было десять штук, вплоть до окончания русско-турецкой войны и превращением Хотина в уездный центр Бессарабии под властью России.













В заключении добавлю еще пару слов про дорогу. Хотин - промежуточный пункт для нескольких маршрутов между более крупными городами. А автобусы на тот момент по расписанию уходили в рейс только из пункта отправки. Это означало, что они могли заехать в промежуточный пункт как раньше, так и позже заявленного расписания. То есть туда ты еще приедешь, а выберешься ли обратно... ну как повезет. Убера нет, интернета нет, для автостопа слишком низкий дорожный трафик. Тетенька в окошке автовокзала кроме как «ждитииии, может сейчас что приедет, но связаться по телефону я ни с кем не могу, ничего узнать тоже» выдавить не могла. Хорошо, что мой внутренний паникер притащил нас к остановке где-то за час до последнего автобуса в расписании...потому что он приехал на сорок минут раньше и простоял ровно две минуты.



















Дальше было возвращение в Черновцы и финальный пункт украинского путешествия - Львов. Но об этом в следующих сериях.
Previous post
Up