Sep 02, 2017 13:18
Итак, если продолжать тему того чем мозг детей отличается от мозга взрослых и как это влияет на их картину мира то мы неизбежно будем привязываться к возрастным кризисам. Возрастные кризисы - это качественные скачки развития мозга, которые связаны с его стремительным ростом, а также обучением и воспитанием ребенка.
За первые 8 месяцев своего развития младенец проходит огромный путь от абсолютно беспомощного существа до маленького человека, который плюс-минус может самостоятельно передвигаться, есть и выражать себя.
О том, как ухаживать за малышом, чем его кормить и как сенсорно и физически развивать написано множество книг и статей и как правило все родители хорошо знают это, больше внимания мне хочется уделить психологическому развитию в этом периоде. Долгое время считалось что младенцы еще маленькие, ничего не понимают и так как ничего не помнят, то и психики и психического развития как такового нет, но на самом деле более поздние исследования и наблюдения показали, что этот период в жизни является одним из важнейших:
Именно в этом периоде у малыша закладывается базовое доверие или недоверие к миру -это представление о том каков этот мир - безопасный и дружелюбный или страшный и враждебный.
В возрасте 2-4 месяцев младенцы осваивают эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми и учатся эмоциональному общению.
И еще одна важная задача - это сформировать привязанность ко взрослым, которые за ним ухаживают.
Остановимся на каждом из пунктов подробнее.
Базовое доверие к миру формируется на нескольких вещах:
А) Получает ли младенец необходимый физический уход - еда, сон, смена памперсов. Делается ли это с вниманием к нему, его потребностям, делается ли это регулярно и делается ли это с нежностью, заботой и лаской.
Б)получает ли младенец достаточно физического и эмоционального контакта - носят ли его на руках, обнимают ли его, говорят ли с ним нежно, реагируют ли на его плачь или другие звуки и движения? Как к нему прикасаются - ласково, нежно, бережно, заботливо, уверенно?
В) Является ли мир вокруг младенца надежным? Если есть более-менее выстроенный режим, получает ли малыш более-менее адекватную и одинаковую реакцию на его действия - он понимает что мир предсказуем и стабилен, он знает чего ожидать и что будет дальше.
Такая забота создает отношение, при котором маленький человек чувствует себя нужным, желанным, понимает что о нём заботятся и его берегут. Согласитесь, это очень важно для абсолютно беспомощного существа.
Вторая важная психологическая задача этого периода - это непосредственное эмоциональное общение. Человеческая способность к общению на самом деле многослойна. Мы считаем что общение - это в основном, речь, но на самом деле сначала формируется эмоциональное общение, на его основе - экспрессивно-знаковое (на основе жестов), а уже на их основе - речевое общение.
Непосредственно-эмоциональным общение называется потому что оно без определенных жестов или конкретных слов. Первый признак его возникновения - это когда младенец начинает улыбаться людям и проявлять комплекс оживления - малыш поддерживает контакт глазами, гулит, тянется ручками и телом ко взрослому. Это то, что можно назвать чистым контактом. Малыш как бы говорит «я есть», а взрослый отвечает ему «ты есть, я тебя вижу, я рад тебе, ты хороший». Со временем если мама сама эмоционально отзывчива - если она говорит с малышом живо и эмоционально, если она показывает ему разную мимику и гримасы, поёт песенки, читает потешки - то ребёнок начинает подражать ей, экспериментировать, он учится инициировать контакт, поддерживать его и завершать (например - отворачиваться или закрывать глаза если он устал). Именно тут зарождается способность распознавать эмоции и телесных язык других людей.
Третья важная психологическая задача этого периода - формирование надежной привязанности. Про привязанность и её важность сейчас очень много информации в интернете, это одна из доминирующих теорий воспитания детей в наше время. Привязанность - это когда ребёнок знает, что есть взрослый, который о нём заботится, который его защищает, учит и является посредником между ребенком и большим миром.
При надежно сформированной привязанности ребенок получает чувство базовой безопасности и может имеющиеся у него силы использовать на развитие и изучение мира. При ненадежной привязанности или её отсутствии ребенок находится в состоянии хронического стресса и его развитие идёт значительно медленнее и труднее. Дети с надежной привязанностью лучше спят и кушают, активнее в познавательной деятельности, инстинктивно подражают взрослому, хотят быть похожим на него и стремятся слушаться. Плюс к этому - именно тип привязанности который формируется в детстве зачастую определяет как будут складываться отношения во взрослом возрасте (но - тип привязанности может меняться в течении жизни, так что это не диагноз). Выделяют следующие виды привязанности - надежная, амбивалентная (сопротивляющаяся), избегающая, дезорганизованая, симбиотическая.
Я очень вкратце написала о задачах этого возраста, если по каким-то пунктам или понятиям нужно больше информации -вы пишите, пожалуйста, я дам ссылки на статьи или книги или напишу более подробные посты на эту тему.
Ну и в заключение хочу сказать что объем задач стоящих перед этим возрастом достаточно большой, и мама не должна брать на себя ответственность и справляться со всем этим в одиночку. Нужно и полезно привлекать к уходу и общению с младенцем всех близких людей и при необходимости пользоваться услугами няни.
А также - не нужно бояться всё испортить и совершить ошибку. При наличии эмоциональной связи с ребенком и любви к нему большинство вещей мамы делают правильно совершенно интуитивно, более того, определенный процент ошибок, около 30% положительно сказывается на развитии ребёнка. Дети - удивительно гибкие, живучие и приспосабливающиеся существа и лучшее что может с ними случится - это не идеальная, а счастливая и любящая мама рядом.
дети,
воспитание,
кризисы,
моё,
про воспитание,
родительство,
психология