Церковь есть новый Израиль?

Jul 11, 2007 14:57

Отдельный вопрос, всплывший по ходу обсуждения предыдущего. Естественно, он имеет смысл не для всех, а только... ну, в общем, вы сами поймете, имеет ли он смысл для вас.

Верите ли вы в то, что христианская Церковь есть новый Израиль? Почему верите или не верите? Какие библейские тексты приводите в поддержку своей позиции? В каком смысле вы вообще ( Read more... )

иудаизм, христианство

Leave a comment

Comments 158

arnaut_katalan July 11 2007, 12:42:30 UTC
//Верите ли вы в то, что христианская Церковь есть новый Израиль?

Таково православное учение.

Reply

ailoyros July 11 2007, 19:08:20 UTC
Вот я сам так всегда считал, а сейчас поймал себя на том, что не могу найти, откуда это. Где-то в гимнографии вроде есть... а где? В Новом Завете такой формулировки нет. В постановлениях соборов - не знаю.

Где это есть? Простите мое невежество.

Reply

mikhail_zeleny July 12 2007, 06:46:55 UTC
Вот я сам так всегда считал, а сейчас поймал себя на том, что не могу найти, откуда это. Где-то в гимнографии вроде есть... а где?

Ну, например, в одной из стихир праздника Входа Господня в Иерусалим: Приидите и мы днесь весь новый Израиль, яже от язык Церковь, со пророком Захариею возопиим: радуйся зело дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимова: яко се Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй, и вседый на жребя осле, сына подъяремнича: празднуй яже детей, ветви руками держащи похвали: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев.В Новом Завете такой формулировки нет.

Я думаю, она там неявно содержится. Это как минимум, т.к. есть слова 1Пет.2:9-10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованыВ постановлениях соборов - не знаю.

Ну ты ж понимаешь: в постановлениях Соборов есть только то, о чем были в Церкви серьезные споры, которые Соборы разрешали. А ( ... )

Reply

ailoyros July 13 2007, 08:05:37 UTC
Спасибо!

Но встает вопрос, до какой степени это риторика. Скажем, для византийцев было нормально называть благочестивых императоров "новым Константином и новой Еленой", но никто, конечно, не имел в виду ничего близкого к "замещению".

Я склоняюсь к мысли, что в этом нет терминологической точности, и уж точно нет замещения.

Reply


hasidel July 11 2007, 13:38:01 UTC
Я так понимаю, что "новый Израиль" это Израиль к которому привились язычники. В контексте, хотя бы, той же главы о маслине. В этой связи, хотя мне и понятно как возникла теология замещения, я не могу с ней согласиться. Но углубляться в спор на эту тему, возможно весьма болезненный, может быть и поостерегусь.

Reply


(Иоан.3:1-7) ex_anfin July 11 2007, 13:49:22 UTC
Между фарисеями был некто, именем Никодим, из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему:
- Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Иисус сказал ему в ответ:
- истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему:
- как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал:
- истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Reply

а почему Израиль... ex_anfin July 11 2007, 14:43:32 UTC
...потому что Иисус Христос - Бог Авраама, Исаака и Иакова.

Reply


неужто это такой серьезный вопрос? zaradkowa July 11 2007, 14:27:16 UTC
Если понимать под словом "Израиль" не название народа - этноним, а общество избранных Божьих, то во времена христианства это именно Церковь: избран тот, кто крещен, к какому народу бы ни принадлежал и каких обычаев бы ни держался.
Честно говоря, я не думала, что из простого вопроса терминологии можно раздуть целую богословскую полемику :-/

Reply

Re: неужто это такой серьезный вопрос? ailoyros July 11 2007, 17:34:13 UTC
Этот спор идет давно. Я впервые о нем услышал лет десять назад, и это было далеко не начало.

Reply


mikhail_zeleny July 11 2007, 15:07:15 UTC

Разумеется, я верю в то, что Церковь - это Новый Израиль: Новый не в том смысле, что он "вместо" Ветхого (мол, вместо плохих евреев сейчас есть Церковь, созданная из язычников - как будто они чем-то лучше сами по себе!), а в том, что это обновленный Израиль: Народ Божий Нового (обновленного) Завета. Онтологически все входщие в Церковь и есть "настоящие евреи", т.е. наследники обетований Авраама (если вы Христовы, то вы семя Авррамово и по обетованию наследники), а Израиль по плоти утратил первородство и обетования, подобно Исаву (история которого традиционно еще со времен ап. Павла рассматривается в отношении отпадения Израиля по плоти как прообраз), фактически перейдя на статус "Эдома" (тем паче, что идумеев по плоти как таковых уже не осталось).

Reply


Leave a comment

Up