«Заверения» США по Будапештскому меморандуму и Трехстороннее заявление от 14 января 1994 г.

Apr 04, 2014 11:18

В свете ведущейся сейчас дискуссии о природе и характере обязательств, предоставленных США (а также Великобританией) Украине в соответствии с Будапештским меморандумом, полезно познакомиться с мнением Стивена Пайфера, ныне директора Инициативы по контролю за вооружениями и нераспространению, сотрудника Брукингского института в Вашингтоне, а в 1998-2000 гг. посла США в Украине. С.Пайфер - автор работы «Трехсторонний процесс: США, Украина, России и ядерное оружие».

Ниже также размещен текст Трехстороннего заявления президентов России, США и Украины от 14 января 1994 г.

Пайфер, с. 4:
После краха Советского Союза в конце 1991 г. Украина имела на своей территории третий по величине в мире ядерный арсенал. Сорок шесть межконтинентальных баллистических ракет (МБР) SS-24, каждая вооруженная десятью независимо наводящимися ядерными боеголовками, находились на пусковых шахтах среди пшеничных полей южной Украины недалеко от города Первомайска. 40 МБР SS-19, более старых и менее мощных, чем SS-24, каждая с шестью ядерными боеголовками, также находились рядом с Первомайском. Еще девяносто SS-19 находились в шахтах около Хмельницкого. Всего 176 МБР, способных нести 1240 ядерных боеголовок, были нацелены на Соединенные Штаты.

В дополнение к МБР Украина унаследовала 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и 25 Ту-95 вместе с 55 крылатыми ракетами воздушного базирования Х-55 для использования на этих самолетах на базах в Узине и Прилуках. Ту-160 и Ту-95 способны лететь тысячи миль и нести по шесть-двенадцать крылатых ракет каждый. Так же, как и МБР SS-24 и SS-19, бомбардировщики способны нанести удары по всей территории США. В целом Украина имела примерно 1900 стратегических ядерных боеголовок - значительно больше, чем Британия, Франция и Китай вместе взятые. Кроме того, Украина имела еще 2500 тактических ядерных зарядов.

С.17:
Ранее во время администрации Буша украинцы подняли вопрос о гарантиях безопасности или о заверениях с официальными лицами США. Поначалу у Бейкера в 1992 году не было энтузиазма по поводу этой идеи из-за опасений, что предоставлние гарантий безопасности Украине вызовет поток запросов от других бывших советских республик. Тем не менее Джеймс Тимби, старший советник Р.Бартоломью, отметил, что как только Киев присоединится к ДНЯО в качестве неядерного государства, это будет автоматически означать получение «негативной гарантии безопасности» из Вашингтона. То есть это означало, что Соединенные Штаты заявляют, что они не будут применять ядерное оружие против любого неядерного государства, являющегося участником ДНЯО, при условии, если это государство не нападет на Соединенные Штаты или союзника США в союзе с государством, обладающим ядерным оружием. Бейкер посчитал необходимым предоставить такие гарантии для Украины, при условии, что правительство США будет соблюдать существующие обязательства, не беря на себя новых обязательств.

Позже Тимби предложил добавить другие гарантии, какие Соединенные Штаты уже предоставили всем странам-подписантам Заключительного Акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Бейкер согласился снова, так как эти гарантии не были новыми обязательствами. Эти гарантии включали в себя обязательства по соблюдению независимости, суверенитета и существующих границ Украины, по отказу от использования угроз или применения силы, а также по отказу от экономического принуждения. Пока шли дискуссии с украинцами, Тимби параллельно провел переговоры с сотрудниками российского и британского посольств в Вашингтоне. В Вашингтоне полагали, что было бы важно, если Россия также предоставила бы Киеву гарантии безопасности. Логика, согласно которой в дело были включены британцы, проистекала из того факта, что Великобритания, так же, как США и Россия, являлась государством-депозитарием для ДНЯО.

Американские дипломаты решили, что гарантии должны быть зафиксированы в документе, который не имел бы обязательную юридическую силу. Ни Буш, ни Клинтон не хотели такого договора, который мог бы быть представлен в Сенат [США] для рассмотрения и получения согласия на его ратификацию. Юристы Государственного департамента тщательно проверили фактический язык меморандума с тем, чтобы сформулированные обязательства носили бы исключительно политический характер. Американские официальные лица также постоянно использовали термин «заверения» вместо термина «гарантии», поскольку последний подразумевает гораздо более глубокую, даже юридически обязывающую, приверженность такого же рода, какую Соединенные Штаты предоставили своим союзникам по НАТО.

Стр. 18:
Борис Тарасюк... предложил договор по гарантиям безопасности; американцы жестко возразили против идеи договора.

Стр. 30:
Отказ от третьего по величине в мире ядерного арсенала и от предполагаемых благодаря ему гарантий безопасности вне всякого сомнения представлял нетривиальную задачу...
Кроме того, стоимость содержания ядерного оружия была бы абсолютно неприемлемой для молодого украинского государства. Учитывая, что многие носители и боеголовки заканчивали срок своей службы, ядерный арсенал представлял собой обременительный актив. В то время как сохранение ядерного оружия могло греть престиж Украины, оно могло также превратить Киев в ядерную страну-изгой. И каким реальным целям безопасности это ядерное оружие могло служить? Какими бы напряженными политические отношения между Киевом и Москвой ни казались, мало кто видел риск крупного военного конфликта. Стоимость поддержания ядерного оружия весьма высока, в то время как оно вряд ли предоставляет какие-либо реальные преимущества.

ТРЕХСТОРОННЕЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИИ, США И УКРАИНЫ
(Москва, 14 января 1994 года)

Президенты Ельцин, Клинтон и Кравчук встретились в Москве 14 января с.г. Три Президента подтвердили, что они относятся друг к другу как к полноправным и равным партнерам и что отношения между их странами должны осуществляться на основе уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности каждого из государств.

Три Президента согласились с важностью развития взаимовыгодных всесторонних отношений экономического сотрудничества. В этой связи они приветствовали намерение США оказать помощь России и Украине в целях поддержки формирования эффективной рыночной экономики.

Три Президента рассмотрели прогресс, который был достигнут в сокращении ядерных сил. Деактивация стратегических сил уже осуществляется в России, США и Украине. Президенты приветствовали осуществляемую деактивацию ракет PC-18 (CC-19) и PC-22 (CC-24) на территории Украины путем снятия их боезарядов.

Президенты стремятся к вступлению в силу Договора СНВ-1, включая Лиссабонский протокол и связанные с ним документы, и Президент Кравчук подтвердил свое обязательство о том, что Украина присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, в возможно кратчайшие сроки. Президенты Ельцин и Клинтон отметили, что вступление в силу Договора СНВ-1 позволит им добиваться скорейшей ратификации Договора СНВ-2. В этом контексте Президенты обсудили шаги, которые предпримут их страны с целью разрешения определенных вопросов, касающихся ядерного оружия.
Президенты подчеркнули важность обеспечения безопасности и надежности ядерного оружия до его разукомплектования.

Президенты признают важность компенсации Украине, Казахстану и Беларуси стоимости высокообогащенного урана в ядерных боезарядах, размещенных на их территориях. Были выработаны договоренности о предоставлении справедливой и своевременной компенсации Украине, Казахстану и Беларуси по мере вывода ядерных боезарядов с их территорий в Россию с целью разукомплектования.

Президенты Ельцин и Клинтон выразили удовлетворение завершением работы над контрактом по высокообогащенному урану, который был подписан соответствующими представителями России и США. Предусматривая переработку оружейного урана в уран, который может быть использован только в мирных целях, Соглашение по высокообогащенному урану является крупным шагом вперед в достижении общих целей сторон в области нераспространения.

Три Президента приняли решение относительно одновременных действий по выводу ядерных боезарядов из Украины и предоставлению компенсации Украине в виде тепловыделяющих сборок для атомных электростанций.

Президенты Ельцин и Клинтон информировали Президента Кравчука о том, что Россия и США готовы предоставить Украине гарантии безопасности. В частности, как только Договор СНВ-1 вступит в силу и Украина станет государством - участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), не обладающим ядерным оружием, Россия и США:

- подтвердят Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ уважать независимость и суверенитет и существующие границы государств - участников СБСЕ и признавать, что изменения границ могут осуществляться только мирным путем и по договоренности; и подтвердят свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства и что никакие их вооружения никогда не будут применены, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций;

- подтвердят Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством - участником СБСЕ прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода;

- подтвердят свое обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству - участнику ДНЯО, не обладающему ядерным оружием, в случае если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия;

- подтвердят в отношении Украины свое обязательство не применять ядерное оружие против любого государства - участника ДНЯО, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием, или связанным с ним союзным соглашением.

Президенты Ельцин и Клинтон информировали Президента Кравчука о том, что состоялись консультации с Соединенным Королевством, третьим государством - депозитарием ДНЯО, и Соединенное Королевство готово предоставить Украине такие же гарантии безопасности, как только Украина станет государством - участником ДНЯО, не обладающим ядерным оружием.

Президент Клинтон подтвердил обязательство США оказать техническую и финансовую помощь в целях безопасного и надежного демонтажа ядерных сил и хранения расщепляющихся материалов. США согласились предоставить России, Украине, Казахстану и Беларуси в рамках программы Нанна - Лугара такую помощь в размере почти 800 млн. долларов США, включая как минимум 175 млн. долларов США Украине. Конгресс США санкционировал выделение дополнительных сумм на осуществление программы Нанна - Лугара, и США будут активно сотрудничать с Россией, Украиной, Казахстаном и Беларусью в направлении расширения помощи для этой важной цели. США будут также вести работу в целях скорейшего выполнения соглашений о помощи, которые уже заключены.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТРЕХСТОРОННЕМУ ЗАЯВЛЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИИ, США И УКРАИНЫ ОТ 14 ЯНВАРЯ 1994 ГОДА
Три Президента приняли решение о том, что в целях начала процесса компенсации Украине Россия в течение десяти месяцев предоставит Украине тепловыделяющие сборки для атомных электростанций, содержащие 100 тонн низкообогащенного урана. В эти же сроки как минимум 200 ядерных боезарядов ракет PC-18 (CC-19) и PC-22 (CC-24) будут выведены из Украины в Россию для разукомплектования. Представителями Украины будет осуществляться наблюдение за разукомплектованием этих боезарядов. США предоставят России 60 млн. долларов США в качестве предоплаты, которые будут вычитаться из причитающихся России платежей в рамках контракта по высокообогащенному урану. Эти средства будут предоставлены с тем, чтобы содействовать покрытию расходов на транспортировку и разукомплектование стратегических боезарядов, а также изготовление тепловыделяющих сборок.
Все ядерные боезаряды будут выведены с территории Украины в Россию в целях их последующего разукомплектования в возможно кратчайшие сроки. Россия предоставит компенсацию в виде поставок Украине тепловыделяющих сборок для нужд ее атомной энергетики в течение того же периода времени.

Украина обеспечит ликвидацию всего размещенного на ее территории ядерного оружия, включая стратегические наступательные вооружения, согласно соответствующим соглашениям и в течение семилетнего периода, как это предусмотрено Договором СНВ-1, и в контексте Заявления Верховной Рады "О безъядерном статусе Украины". Все ракеты PC-22 (CC-24) на территории Украины в течение десяти месяцев будут деактивированы путем снятия их боезарядов.

В соответствии с соглашениями, достигнутыми между Россией и Украиной в 1993 году, Россия предоставит обслуживание и обеспечит техническую безопасность ядерных боезарядов, а Украина будет сотрудничать в обеспечении условий для выполнения Россией этих мероприятий.
Россия и США будут содействовать выработке и одобрению в МАГАТЭ соглашения о постановке под гарантии МАГАТЭ всей ядерной деятельности Украины, что позволит осуществлять беспрепятственные поставки тепловыделяющих сборок из России в Украину для атомной энергетики Украины.
Москва, 14 января 1994 г.
(Подписи)
http://www.lawmix.ru/abrolaw/12281

безопасность, дипломатия, Россия, США, Украина

Previous post Next post
Up