П.Авен о введении национальных валют в ноябре 1991 г.

Feb 20, 2013 11:56


В материале Гайдар: «Это абсолютно идейная позиция» речь шла об удивительном феномене - двукратной смене позиции Е.Гайдара на прямо противоположную по такому вопросу, как введение национальной влаюты. До своего вхождения в российскую исполнительную власть 6 ноября 1991 г. Гайдар не возражал против ее введения, во время нахождения во власти в 1991- ( Read more... )

реформы, Гайдар, история, мировоззрение

Leave a comment

inerrant February 20 2013, 16:57:06 UTC
Похоже, не только Гайдар, но и Черномырдин был против введения национальных валют. Н.Назарбаев в своей книге "На пороге XXI века" писал об этом:

"Я старался сохранить рублевую зону. Этому было две причины. Во-первых, разрыв рублевой зоны означал бы ускорение размежевания со странами СНГ. Еще в 1990 году М. Горбачев отказался подписать президентский Указ, приостанавливающий постановление Верховного Совета РСФСР о создании обособленной денежно-финансовой системы. А разрушение денежно-финансовой системы означало конец державы. Во-вторых, по правде говоря, мы не были готовы.

Поскольку нам необходимо было заранее предусмотреть любой исход, мы начали готовиться к введению национальной валюты. В 1992 году в России были отпущены все цены, и тогда мы начали действовать. Я подписал совершенно секретный Указ о начале подготовки казахстанской валюты.

<...>

В конце 1992 года Главой правительства России стал В. Черномырдин. У меня появилась надежда на сохранение рублевой зоны. Когда В. Черномырдин приехал в Казахстан, я у него прямо спросил:

- Виктор Степанович, мы с тобой старые друзья. Ты - Глава правительства. Скажи мне честно... Я знаю, что вы собираетесь менять деньги. Может Казахстан рассчитывать при наших отношениях, при нашем искреннем желании быть вместе с Россией остаться в рублевой зоне? Если нет - ты мне открыто скажи, чтобы мы смогли подготовиться.

Виктор Степанович меня заверил, что в любом случае Казахстан обязательно останется в рублевом пространстве.

Другой разговор состоялся в начале 1993 года на Давосском экономическом Форуме. Я сидел рядом с В. Черномырдиным. Вышли на улицу подышать. Разговор начал он сам:

- Нурсултан Абишевич. Наверное, мы будем с 1 апреля вводить другие деньги. Хочу, чтобы ты знал. Для Казахстана специально печатается необходимый объем денег. В крайнем случае, на них будет специальный казахстанский знак.
- Виктор Степанович, это точно?
- Точно.

Но А. Шохин оказался «выше» В. Черномырдина. 26 июля 1993 года Россия неожиданно вводит новые деньги. В тот же день я дал команду Нацбанку Казахстана максимально ускорить печатание всего объема национальной валюты.

Звоню в Москву:

- Виктор Степанович, когда мы получим деньги?
- Скоро получите.

Председатель Национального банка В. Геращенко сказал честно:

- Нурсултан Абишевич, у меня все для вас готово. Я жду команду от руководства.

Хочу особо отметить, что Виктор Геращенко открыто был против выталкивания Казахстана из рублевой зоны. И он до конца помогал нам, даже в ходе ввода нашего тенге.

Но денег все нет... Оказывается, теперь необходимо сблизить законодательства. 20 августа я снова в Москве, и мы подписываем с Б. Н. Ельциным второе заявление, о том, что остаемся в единой рублевой зоне. К этому времени мы изменили свои таможенные законы, финансовое законодательство привели в соответствие с российским, изменили Закон о Национальном банке.

В республику начался массовый сброс рублей старого образца. Вагонами везли... Во всех аэропортах, железнодорожных вокзалах поставили бригады милиционеров для перехвата этих грузов. До сих пор в Петропавловске есть огромный склад конфискованных старых денег. Предлагали россиянам забрать, но они почему-то не хотят.

Я приехал в Москву в сентябре, чтобы поговорить о рублевой зоне. Подписали, казалось бы, последние договоренности. Осталось их только ратифицировать. Я срочно возвращаюсь в Алматы и веду полемику с нашим Верховным Советом. Убедил. 12 октября Верховный Совет Казахстана ратифицировал все наши соглашения по рублевой зоне. Премьер-министра С. Терещенко я отправил к В. Черномырдину, который был в Астрахани. Встретились и еще раз договорились. Ждем еще неделю.

И началось непонятное... 26 октября приезжает А. Шохин. Сидим вдвоем. Тихим голосом он говорит:

- А зачем, Нурсултан Абишевич, Вам запрыгивать в последний вагон уходящего российского поезда (имея ввиду рублевую зону)?

Я вышел из себя:

- Да кто Вы такой? Имеете полномочия от Черномырдина?
- Вы сильный руководитель. У Казахстана большой потенциал...
- Оценок мне давать не надо. Я лучше знаю, сотрудничать ли нам с Россией или нет. Скажи прямо - мы будем в рублевой зоне?
- Это невозможно..."

Reply

aillarionov February 20 2013, 17:40:09 UTC
1. Описываемое происходило позже на год с лишним.
2. В конце концов Черномырдин не только согласился на введение национальной валюты, но и ввел ее. В отличие от Гайдара.

Reply

inerrant February 26 2013, 11:45:39 UTC
Тем не менее, отсюда видно общее настроение, существовавшее на тот моменнт среди лидеров новых стран. Назарбаев сильно не хотел вводить свою валюту, но все же начал печатать банкноты. Черномырдин сильно не хотел вводить свою валюту, колебался до последнего момента, создавал запас банкнот для Казахстана. В других республиках тоже не хотели, тоже долго колебались, судя по воспоминаниям их лидеров. Все не хотели, и Гайдар не был исключением. Один из всех, такой же партаппаратчик, как и Черномырдин, и Назарбаев, и другие. Вот и все возможное объяснение данного конкретного факта.

Reply

Не объяснение, а каша aillarionov February 26 2013, 12:23:27 UTC
1. Гайдар не был лидером новой страны.
2. Позиции лидеров новых стран были разными. Одни - быстро вводили нац.валюты, другие - позже, третьи - ждали введения нац.валюты Россией.
3. Черномырдин не являлся главным действующим лицом при введении нац.валюты.
4. В отличие от Гайдара ни Черномырдин, ни Назарбаев не признавали накануне реформ, что отказ от введения нац.валюты обрекает реформы на провал.

Reply


Leave a comment

Up