С.Кордонский о наследии реформ

Nov 12, 2011 13:30

Я из тех, кто отказался от предложения Алексея Головкова войти в состав правительства Гайдара. В середине ноября 1991 года достаточно подробно изложил свои мотивы в статье в «Независимой газете».

Рассуждения о том, что при Гайдаре было хорошо, а сейчас все плохо очень напоминают по стилистике брюзжание старых коммунистов об исчезнувших «нормах ленинской партийной жизни». ...я то помню другое: десятки мелких чиновников бывшего ЦК КПСС, обслуживающих реформаторов на Старой площади, заботливое сохранение ими информационной и обеспечивающей инфраструктуры ЦК, его документооборота и многого другого. В частности, конкуренцию между реформаторами за кабинеты на Старой площади. К апрелю 1992 года новоявленные реформаторы заселили цековские дачи, освоили вертушки и существенная часть их превратилась в ухудшенное подобие прежних обитателей этих кабинетов.

Колесников ставит в заслугу реформаторам отпуск цен, свободу торговли, приватизацию и финансовую стабилизацию. Но... цены были бы отпущены в любом случае. Это не заслуга реформаторов, а пассивное следование экономической логике. А то, что вину - и лавры - за это получили реформаторы, так это ирония истории.

Как организатор написания (но не автор) проекта указа о свободной торговле могу сказать, что реформаторы получили на руки готовый пакет документов и передавали его вверх по своей иерархии, причем каждый получающий пакет назначал себя соавтором, по меньшей мере. В пакете, кроме самого проекта указа, были проекты подзаконных актов, которые, если бы реформаторы их реализовали, затруднили бы, во всяком случае, криминализацию торговли. Но приложения исчезли при переходе документов от одного молодого депутата (не всегда трезвого) к высокопоставленному функционеру. Заслуга реформаторов только в том, что они убедили Президента подписать указ.

Про приватизацию и заслуги в этом деле реформаторов писать не буду. Виталий Найшуль, автор идеи ваучеров, уже многократно на эту тему говорил и писал.

Теперь еще про одну заслугу, финансовую стабилизацию. Политическим следствием инфляции является эрозия власти. Пошаговое разрушение советских властных структур, начавшееся с Москвы в 1990 году, очень медленно проходило на региональный уровень. Не говоря уже об уровнях городов, административных районов и сел. И инфляция этот процесс разрушения стимулировала. Финансовая стабилизация заморозила распад советских властных структур на региональном уровне и ниже. С политическими последствиями этого нам теперь приходиться жить. Кроме того, финансовая стабилизация в конечном счете привела к «семибанкирщине», «олигархическому политбюро», усилиями которых были похоронены политические амбиции реформаторов. Имею ввиду «дело писателей».

В конечном счете, именно реформаторы, сами того не желая, заложили основы того отечественного миропорядка, неприятие которого высказывает Колесников. То, что происходило в стране в 90 годы нуждается в исследовании, а не в мифологизации. Но мифотворчество процветает. Похоже, его инициаторы намерены стать достойными наследниками цековских идеологов и историков.

Егор Гайдар был очень умным и трезвым человеком, выдающимся чиновником, а вовсе не тем бронзовым идолом, к поклонению которому призывают постаревшие «молодые реформаторы».
http://gaidarfund.ru/projects.php?chapter=project_club_discuss&id=111

реформы, история

Previous post Next post
Up