30 сентября в США закончился 2023 финансовый год. В этот день закончилось действие двух законов, утвердивших бюджетные ассигнования на помощь Украине в 2023 ф.г. В тот же день закончилось действие закона о ленд-лизе Украине. Принятый в последнюю минуту обеими палатами Конгресса США промежуточный бюджет сроком действия до 17 ноября 2023 г. не предусматривает предоставления Украине какой-либо новой помощи. Таким образом, до утверждения и подписания закона об оборонных расходах (предусматривающего продление действия закона о ленд-лизе на 2024 финансовый год) и до принятия Конгрессом нового закона о дополнительной помощи Украине новая помощь Украине (как военная, так и экономическая) с легальной точки зрения не может быть предоставлена.
В 2022 и 2023 финансовых годах по основному каналу оказания военной помощи Украине (PDA) администрация Байдена передала 47 пакетов военной помощи на общую сумму в
18.3 млрд.дол. В результате переоценки военной помощи, направленной в 2022-2023 финансовых годах, в рамках этого канала остались неиспользованными ресурсы военной помощи на несколько миллиардов долларов.
В том случае, если потолки военной помощи, установленные Конгрессом для 2022 ф.г. (11 млрд.дол.) и 2023 ф.г. (14.5 млрд.дол.), суммировать и тем самым установить общий потолок (соответственно величиной в
25.5 млрд.дол.), действие которого затем распространить, например, до конца 2024 финансового года, то тогда в распоряжении администрации Байдена остаются легальные возможности предоставления Украине военной помощи по этому каналу еще на 7.2 млрд.дол. (25.5 млрд.дол. минус 18.3 млрд.дол.). В прессе встречаются оценки величины этих остатков в 5.0,
5.2, 5.3 млрд.дол., однако происхождение этих цифр неясно.
Правовой статус неиспользованных остатков помощи по каналу PDA неочевиден. Судя по некоторым публикациям в американских СМИ, военная помощь в рамках неиспользованных остатков по каналу PDA в каких-то объемах может быть направлена в Украину. Со стороны правительства США официальных заявлений по этому поводу пока сделано не было.
Как бы то ни было, устойчивость поставок военной помощи со стороны США, пусть даже в капельно-пипеточных размерах, характерных для предыдущих 19 месяцев новой стадии российско-украинской войны, оказалась под угрозой. Главную вину за это несет украинская дипломатия, не только не предотвратившая такое развитие событий, но и своими действиями и прежде всего организацией недавнего визита В.Зеленского в Нью-Йорк и Вашингтон, его встреч в США и содержанием его выступлений в ходе визита, значительно способствовавшая возникновению этого кризиса.
30 сентября посол Украины в США О.Маркарова опубликовала
пост в своем ФБ, в котором попыталась прикрыть провал в собственной деятельности, выразившийся в прекращении поставок реальной военной помощи Украине, перечислением выступлений государственных и общественных деятелей США с выражением готовности продолжать помогать Украине. Однако заявлениями о готовности помогать - какими бы искренними и проникновенными они ни были бы - вести боевые действия невозможно; самые убедительные заявления самых преданных друзей Украины не в состоянии заменить ни поступления боеприпасов, ни поставки боевой техники.
Показательно, что среди 63 лиц, тэгнутых в посте посла, имеется немало известных украинских государственных и общественных деятелей - включая руководителя ОП Украины (Ермак), однако отсутствуют украинские военные (Залужный, Шаптала, Буданов), слишком хорошо понимающие, что означает для фронта любая приостановка поставок военной помощи. Очевидно, что в своем посте Маркарова взывает к тем, кто, с ее точки зрения, может поддержать ее в деле, в котором она, очевидно, не надеется получить поддержку со стороны украинских военных, лишившихся военной помощи со стороны США.
В комментариях к своему посту Маркарова продолжила распространять дезинформацию о военной помощи США Украине, в том числе о ленд-лизе:
Игорь Ярый: Будь ленд-лиз, никто бы не смог прервать помощь Украине.
Оксана Маркарова: Игорь Ярый, Вы ошибаетесь. Во-первых, помощь в выделении оружия через программу PDA (президентские полномочия из собственных запасов) и не прерывалась, потому что в ней есть переходные остатки, и полномочия выделять и после 1.10. Именно на эту программу распространялся бы Акт о лендлизе, и это оружие из собственных запасов выделялось бы по нему, но уже не бесплатно, а в аренду или в лизинг. Все остальные программы - прямая бюджетная помощь, гуманитарная, разминирование, закупка нового оружия по программам USAI или FMF - вообще могут быть реализованы исключительно через бюджетные назначения. Здесь лизинг или аренда вообще не могут быть актуальным, и точно этого нет в Акте о лендлизе, принятом в 22 году.
Игорь Ярый: Оксана Маркарова, так зачем тогда принимался закон о Лэнд-лизе, если вопрос не в механизме, а в наличии оружия и решениях о его передаче?
Оксана Маркарова: Игорь Ярый, потому что в марте 22 года после принятия первого дополнительного бюджета на 13 млрд для помощи Украине, не было уверенности, что Конгресс сможет и дальше принимать для Украины выделение дополнительных средств в значительных суммах. И потому друг Украины республиканец из Техаса сенатор Джон Корнин подал эту инициативу, и к ней присоединилось много соавторов, чтобы у нас хотя бы для оружия из собственных запасов был запасной вариант, если Конгресс будет или не готов проголосовать дополнительные бюджетные средства, или же будет задержка. Однако благодаря большой работе и в США и Украине и большой поддержке, конгрессу удалось после апреля 22 года еще 3 раза принимать дополнительные бюджеты для Украины.
Ряд утверждений Маркаровой не соответствуют действительности.
1. Закон о ленд-лизе не распространяется на военную помощь, выделяемую по каналу PDA.
2. Военная помощь, какую США может передавать Украине по ленд-лизу, согласно справке Бюджетного управления Конгресса, не предусматривает каких-либо платежей со стороны Украины,
как минимум, до 2031 г., что делает такую помощь, формально предоставляемую Украине в аренду и лизинг, фактически бесплатной.
3. Для каждого канала поставок военной помощи Украине - PDA, USAI, FMF - Конгресс установил индивидуальные потолки объемов поставок. Конгресс не устанавливал никаких потолков для поставок по ленд-лизу.
4. Сенатор-республиканец Джон Корнин внес проект закона о ленд-лизе не «в марте 22 года», а
19 января 2022 г. 5. Дж.Корнин подал свой законопроект не в качестве «запасного» варианта помощи Украине, а в качестве ее основного варианта.
6. Второй билль о поддержке Украины был подготовлен в апреле 2022 г., еще ДО подписания Байденом закона о ленд-лизе. Билль был подписан 19 мая 2022 г.
абсолютным большинством как сенаторов (86 - за, 11 - против), так и членов Палаты представителей (368 - за, 57 - против). Таким образом, утверждение, согласно которому в марте 2022 г. якобы не было уверенности, что Конгресс проголосует за помощь Украине, не соответствует действительности.
7. Письмо с просьбой поддержать второй билль о помощи Украине Байден направил в Конгресс 28 апреля 2022 г. - за 11 дней до того, как он подписал закон о ленд-лизе. В письме Байден просил выделить бюджетные ассигнования по этому биллю на
33 млрд.дол. В ходе рассмотрения заявки президента Конгресс не согласился с Байденом и увеличил размеры ассигнований по этому биллю до
40 млрд.дол. Таким образом, утверждение Макаровой о том, что якобы «не было уверенности в поддержке Конгресса», не только не соответствует действительности, но и прямо противоречит позиции Конгресса, уверенного в прямо противоположном - в том, что Байден предоставляет Украине недостаточно помощи.
8. Утверждение, будто бы «после принятия первого дополнительного бюджета на 13 млрд для помощи Украине, не было уверенности, что Конгресс сможет и дальше принимать для Украины выделение дополнительных средств в значительных суммах», и потому-то якобы и понадобился ленд-лиз, с помощью которого можно было бы отправлять военную помощь со складов, которую иначе (т.е. по PDA) использовать было якобы нельзя, не соответствует действительности.
Своими комментариями Маркарова показывает, что она не понимает, что PDA - это не бюджетные ассигнования. Установление потолка поставок по PDA не имеет отношения к бюджетным расходам. Более того, даже в случае невыделения Конгрессом новых бюджетных ассигнований, но при наличии установленного потолка по PDA администрация США имеет полное право продолжать выделять помощь по каналу PDA безотносительно к тому, наличествуют ли в данное время какие-либо бюджетные ассигнования по другим каналам помощи.
9. Второй билль о помощи Украине, согласованный Конгрессом в апреле 2022 г. (но утвержденный лишь в мае 2022 г. из-за попыток Байдена утвердить под прикрытием этого билля дополнительные расходы на борьбу с КОВИДом и на помощь третьим странам), уже имел в своем тексте новый потолок для PDA в размере
11 млрд. дол. Поэтому военная помощь в пределах 11 млрд. дол. в 2022 финансовом году должна была быть предоставлена администрацией Байдена Украине безотносительно к каким-либо новым бюджетным ассигнованиям Конгресса. Тем более для этого не требовалось принятие закона о ленд-лизе.
10. Как известно, из военной помощи в 11 млрд.дол. по каналу PDA, на которые Конгресс дал разрешение в мае 2022 г., Байден направил Украине военной помощи в 2022 финансовом году лишь на
6.4 млрд.дол. Неиспользованные остатки помощи в размере 4.6 млрд.дол. Байден Украине не передал. Для передачи неиспользованных остатков по каналу PDA инструмент ленд-лиза не использовался ни в 2022 финансовом году, ни по его завершении, ни в 2023 финансовом году, ни по его завершении.
11. 17-месячная кампания О.Маркаровой против предоставления военной помощи Украине по каналу ленд-лиза, успешно дезинформировала и продолжает дезинформировать украинские власти и украинское общество. Она сыграла важную роль в блокировании ленд-лиза и, следовательно, в радикальном ограничении, а теперь - как минимум, временно, - уже и в прекращении поставок военной помощи Украине в критический момент российско-украинской войны.