Я хоть и не русский, но в свое время пытался быть вполне ассимилированным советскоподданным - и, на основании достаточно длительного опыта проживания в СССР, а равно и прочитанного мной об истории русско-украинских отношений, не могу согласиться с утверждением господина Гордона, что нынешний имперский образ мыслей очень многих российских граждан обусловлен исключительно влиянием современной пропаганды ("государственная пропаганда так оболванила их").По-моему, такой образ мыслей есть проявление глубоко укорененной с очень давних пор (задолго до 1917 г) идеологии.Каковая, в свою очередь, связаана с историей формирования сначала Московского государства, а потом Российской Империи. Соответственно - ожидать скорых существенных перемен в этом вопросе не приходится.То-есть, политика может резко измениться под влиянием ситуативных факторов, как это и случилось в декабре 1991 г - но имперское сознание никуда сразу не денется.
Если говорить про Крым, пропаганда началась с Екатерины II. Достаточно побывать в Царскосельском парке СПб - там сплошь монументы в честь этих войн. За оградой парка стоит и мраморная колонна в честь присоединения Крыма ("Крымская колонна"), воздвигнута в 1777 году, за шесть лет до официального присоединения.
В целях корректнного восприятия, "долю в комнате" и иные возможные конструкты поэтического мышления будьте добры переводить на человечий. Муждабаев, примера ради, работает журналистом в функционирующем за госсчёт национальном СМИ. Башкиры в неких "апартаментах русских" давно получили апартаменты, даже вопреки настойчивым визитам татарских соседей вплоть до личной аудиенции у Ленина.
Башкиры в Российской Империи имели в разночинской Думе более 15 мест. В восстании 1773−1775 г под предводительством Емельяна Пугачёва выступали именно башкиры. Отражено, в частности, в «Капитанской дочке» Пушкина. Помня это, советское правительство устроило голодомор именно башкирам (дети Поволжья). Башкиры вымерли, как народ. Получилось "удачнее", нежели с украинским голодомором или казахским. Там нации хотя бы устояли. Когда украинцы (совершенно справедливо) говорят, что либерализм русского (вариант - российский демократ) заканчивается там, где начинается украинский вопрос, это выражение справедливо и для любого коренного народа России.
На мой взгляд, совершенно нелепое мнение! Человеческая психика и то, что называется ментальность - очень лабильные, подвижные штуки. Российский народ в течение ста (100!) лет подвергается массированной психологической обработке агрессивной, гнусной и лживой пропаганды, использующей самые новейшие научные разработки в этой области. Если Вы дадите себе труд хоть немного подумать, то быстро поймёте, что эта обработка значительно действеннее какой-то там, по Вашему мнению, "глубоко укорененной с очень давних пор (задолго до 1917 г) идеологии"! Не надо забывать, что до 1917 года Россия была, по преимуществу, крестьянской страной с, практически, безграмотным подавляющим большинством населения... спросите себя - каким образом эта "идеология" могла быть интроецирована, внедрена в малограмотные головы народа? Может, тогда Вы поймёте весь абсурд Вашего комментария...
Re: сила пропагандыy_kulykApril 11 2019, 21:45:59 UTC
Позволю себе с Вами не согласиться. Да, человеческая психика штука подвижная. Эта подвижность позволяет человеку быстро приспосабливаться (мимикрировать) под изменяющиеся условия существования. Но вот ментальность это совсем другое, с психикой как таковой вообще не связанное (или связанное лишь постольку-поскольку), не физиологическое, а социальное. И как все социальное меняется крайне медленно, заметить какие-то изменения в ментальности можно в лучшем случае в масштабе нескольких поколений. Именно о ментальности в таком понимании, как я предполагаю, и говорил misha_shatsky.
Я приведу одну ссылку: http://sites.utoronto.ca/tsq/12/pachlowska12.shtml. Там достаточно объемная статья, из которой я приведу здесь несколько абзацев, раскрывающие суть того, что хотел сказать misha_shatsky (как я его понял, во всяком случае, - если понял неправильно, то прошу прощения).
"Никакая другая часть Европы не была подвержена столь масштабной идеологической манипуляции
( ... )
Re: сила пропагандыy_kulykApril 14 2019, 10:37:28 UTC
Вы хотите сказать, что поскольку суждения автора не находят подтверждения в Вики, то они априори ошибочны?! Я правильно Вас понял?
Что касается "лощёной публицистики", то в дискуссию относительно квалификации литературного жанра статьи вступать не буду, но относительно "лощёной" два слова скажу. Автор - Оксана Ежи-Яновна Пахлевская - дочь Лины Костенко. Этим, полагаю, сказано многое. Ну и "по совместительству" она еще и профессор Universita degli studi di Roma La Sapienza. Но это к слову. К "лощености" это уже отношения не имеет.
Re: сила пропагандыyefim_sApril 13 2019, 11:03:06 UTC
Читаю и удивляюсь: "Речь идет о механизмах гораздо более сложных, а именно: об особенностях русского исторического мышления, уходящего корнями вглубь византийской традиции и отличающегося своим провиденциальным (а значит, детерминистским) и "государствоцентричным" характером." Вы цитируете какую-то польскую даму и не удосуживаетесь спросить себя: какой страте людей в России была присуще такое "русское историческое мышление"? Сколько людей было в России в те века, когда зародилось это мышление, способных воспринять эту идею? Их, несомненно, было достаточно мало! Другой разговор, что с развитием грамотности народа и средств коммуникации ближе к нашему времени эту идею стали мытьём либо катаньем внушать обычным людям, народу... А до этого она была просто транслирована за рубеж, во внешний мир наиболее грамотными особями, сторонниками всяких "Москва- третий Рим" и т.д. и стала причиной того, что некоторые польские (и не только!) дамы стали писать "умные" научные статьи об этом...
Re: сила пропагандыmisha_shatskyApril 13 2019, 10:18:29 UTC
Насчет "каким образом эта "идеология" могла быть интроецирована, внедрена в малограмотные головы народа?" - где Вы увидели в моем посте слово "народ"? Речь шла исключительно об "обществе".Каковое даже при самом неограниченном абсолютизме на политику власти влияет.С этим приходится считаться. И вспомним общественные настроения в России во время польских восстаний 1830 и 1863 гг.
Re: сила пропагандыyefim_sApril 13 2019, 10:41:46 UTC
А по-моему, Вы очень неловко выкручиваетесь: если до начала 20 века общество в России исчислялось максимум несколькими сотнями тысяч - ведь "народ" в крестьянской стране в общество не входил, то к концу его он составлял уже почти 250 миллионов. Ваш пример с "общественными настроениями в России во время польских восстаний 1830 и 1863 гг." представляется мне просто смешным - сколько было участников этих "общественных настроений"? Тысяч 5? Больше? Ну, значит, 10... Думайте, молодой человек, тщательнее!
Re: сила пропагандыmisha_shatskyApril 13 2019, 12:24:36 UTC
В продолжение (время не терпит!) - на возражение моего глубокоуважаемого оппонента, что в императорской России "общество" было крайне малочисленным (исчислялось всего несколькими тысячами образованных людей) позволю себе заметить, что эти люди, если они занимали видное положение, сильно влияли не только на монарха (примеры общеизвестны), но и на неграмотные массы крестьянства.В XIX веке, начиная примерно с 1806 г (известное объявление Синода насчет Наполеона Бонапарта) и вполне явно с 1812 г, сие было вполне заметно. P.S.А использованное в отношении меня определеение "ловко выкручивается" означает, что мой оппонент знает мои истинные (якобы скрываемые мной) мнения.То-есть, сей оппонент умеет, ни больше ни меньше, читать мысли! и притом на расстоянии...
Соответственно - ожидать скорых существенных перемен в этом вопросе не приходится.То-есть, политика может резко измениться под влиянием ситуативных факторов, как это и случилось в декабре 1991 г - но имперское сознание никуда сразу не денется.
Reply
Reply
Но и у украинцев тот же имперский комплекс. Они же близнецы и братья.
Поэтому, доля крымских татар, в образном выражении, - в комнате украинцев не учитывается. Как собственно, к примеру, каких-то башкир, к примеру в апартаментах русских.
А европейскому специалисту по коренным народам запрещён въезд на 50 лет. https://ФСБ запретила немецкому эксперту по правам коренных народов въезд в Россию на 50 лет. Тот обжаловал это в суде
Reply
Reply
Reply
В целях корректнного восприятия, "долю в комнате" и иные возможные конструкты поэтического мышления будьте добры переводить на человечий.
Муждабаев, примера ради, работает журналистом в функционирующем за госсчёт национальном СМИ.
Башкиры в неких "апартаментах русских" давно получили апартаменты, даже вопреки настойчивым визитам татарских соседей вплоть до личной аудиенции у Ленина.
Reply
В восстании 1773−1775 г под предводительством Емельяна Пугачёва выступали именно башкиры.
Отражено, в частности, в «Капитанской дочке» Пушкина.
Помня это, советское правительство устроило голодомор именно башкирам (дети Поволжья). Башкиры вымерли, как народ. Получилось "удачнее", нежели с украинским голодомором или казахским. Там нации хотя бы устояли.
Когда украинцы (совершенно справедливо) говорят, что либерализм русского (вариант - российский демократ) заканчивается там, где начинается украинский вопрос, это выражение справедливо и для любого коренного народа России.
Reply
Reply
Да, человеческая психика штука подвижная. Эта подвижность позволяет человеку быстро приспосабливаться (мимикрировать) под изменяющиеся условия существования. Но вот ментальность это совсем другое, с психикой как таковой вообще не связанное (или связанное лишь постольку-поскольку), не физиологическое, а социальное. И как все социальное меняется крайне медленно, заметить какие-то изменения в ментальности можно в лучшем случае в масштабе нескольких поколений. Именно о ментальности в таком понимании, как я предполагаю, и говорил misha_shatsky.
Я приведу одну ссылку: http://sites.utoronto.ca/tsq/12/pachlowska12.shtml. Там достаточно объемная статья, из которой я приведу здесь несколько абзацев, раскрывающие суть того, что хотел сказать misha_shatsky (как я его понял, во всяком случае, - если понял неправильно, то прошу прощения).
"Никакая другая часть Европы не была подвержена столь масштабной идеологической манипуляции ( ... )
Reply
ru.wikipedia.org/wiki/Иннокентий_(Гизель)
ru.wikipedia.org/wiki/Покровский,_Михаил_Николаевич#Воззрения_на_роль истории_в_жизни_общества (это чудо?)
Неотъемлемой компаративистики на громогласную строку из вашего цитирования там не видать, или?
Лощёная публицистика.
Reply
Что касается "лощёной публицистики", то в дискуссию относительно квалификации литературного жанра статьи вступать не буду, но относительно "лощёной" два слова скажу.
Автор - Оксана Ежи-Яновна Пахлевская - дочь Лины Костенко. Этим, полагаю, сказано многое.
Ну и "по совместительству" она еще и профессор Universita degli studi di Roma La Sapienza. Но это к слову. К "лощености" это уже отношения не имеет.
Reply
Reply
Reply
И вспомним общественные настроения в России во время польских восстаний 1830 и 1863 гг.
Reply
Reply
P.S.А использованное в отношении меня определеение "ловко выкручивается" означает, что мой оппонент знает мои истинные (якобы скрываемые мной) мнения.То-есть, сей оппонент умеет, ни больше ни меньше, читать мысли! и притом на расстоянии...
Reply
Leave a comment