lytdybr

Nov 28, 2019 02:55

Принимал сегодня экзамен по системному мышлению у техпредов МФТИ, очники. Фейспалм. Мой совет им -- RTFM, я его четырежды переписывал как раз по итогам предыдущих сдач, с 2012 года ежегодно, опыт ведь накоплен немаленький. На каждой консультации говорил, что нужно читать учебник, а не смотреть видео. Нет, смотрели только видео, и не до конца, и невнимательно -- и воспроизвели все типичные ошибки тех, кто смотрел только видео, и не до конца, и невнимательно. Те, кто читал учебник, такие ошибки уже не делают. Основная печаль, конечно, по поводу онтологики: https://ailev.livejournal.com/1465753.html. Аналитики на аналитике и аналитиками погоняют: то, что все эти описания и отчёты описывают какие-то системы (в конечном итоге описывают что-то в физическом мире) -- эта мысль не понимается. Отношения часть-целое заменяют словом "объединение", используют в смысле "почта России объединяет всех жителей России". Вопрос "являются ли жители России физической частью почты России?" ставит в тупик -- разницу отношений, обозначаемых термином "объединение" понять не можем: слово-то одно! Функциональные описания не поняты от слова "совсем", пять слов "модуль" под заголовком "функциональная диаграмма" никого не смущают -- считают, что преподаватель явно ведь придирается! Впервые вижу такое безобразное отношение к предмету (время на него студентами не тратилось вообще, все эссе писались за пару часов до экзамена, учебник не читался, видео "листалось"). Результат: нулевое понимание, что и фиксирует экзамен. При этом группа онлайн-магистратуры (там ребята чуток постарше) демонстрирует ровно обратное поведение: активное посещение консультаций, много вопросов, нормальная связь учебного материала с жизнью. Молодые же содержания предмета не знают, но пытаются качать административные права. Ну, они этих административных прав преподов получат по самое не балуйся. А всего-то нужно было вовремя читать учебник, к первым консультациям, которые шли пару месяцев назад. Времени ведь было навалом, преподы были свободны. Нет, синдром студента таки победил. Именно эту группу. Дружно, всем коллективом. Эх.

Обсуждаем очередное переструктурирование курсов онтологики -- обсуждается объединение всех микрокурсов в один большой курс, чтобы гарантировать хоть какую-то целостность материала в головах курсантов. Вот эта программа (это уже третья большая переделка: онтологика, потом онтологика 2.0, потом разбиение на 5 отдельных курсов -- и вот новый вариант содержания): https://thpectrum.livejournal.com/13568.html. Моя критика там простая: указанное содержание полностью ОК, но указанное время -- оно слишком мало, обучить надёжно за это время не удастся. Машинку типов за ползанятия в головы не вставишь, байесовщину за один вечер не поймёшь. Нужны какие-то реалистичные оценки времени обучения (даже с учётом интенсивной домашней работы). Но программой можно гордиться. Факультеты философии, методологии науки и т.п. в крупных университетах пусть завидуют.

В пятницу вечером уезжаю в Екатеринбург, тамошний клуб мышления (в тамошней точке кипения) получит в субботу-воскресенье двухдневный семинар по системному мышлению. Почему-то уверен, что отношение к предмету на этом семинаре будет совсем не таким, как у студентов-очников. А обычным, то есть люди будут заинтересованы. Будем разбирать тамошние проекты, привязывать сухую теорию к вечнозелёной жизни.

В группе шестнадцатого потока "Системный менеджмент и стратегирование 2019" мы нагнали полдня, и теперь идём примерно по графику предыдущей группы -- то есть всё успеем вовремя. Но если прошлая группа застревала на управлении конфигурацией, то эта группа застряла на архитектуре: функциональные и конструктивные описания (да ещё и в различении практик и работ в том числе). Это означает, что материал архитектуры предприятия можно почти и не рассказывать: там же ровно вот этот материал ключевой! В группе очень интересные проблемы вскрываются: даже найден пример "скрипки Энгельбарта" в рабочей жизни курсантов (https://ailev.livejournal.com/1158826.html). Один из курсантов при попытке применить материал курса обнаружил неучтённые 60млн. руб -- так что курс для него уже окупился. Брали бы студенты-очники пример с этой группы в части отношения к учёбе! Хотя один студент таки написал мне в личке буквально перед экзаменом, что "впервые за 6 месяцев работы и размышлений над проектом взглянул на него совершенно иначе (это все равно никак не влияет на корректность эссе, но лично меня очень радует), задумался, для кого это все делается и как это влияет конкретно на меня. В общем - спасибо!". Ну, это дословно совпадает с тем, что я говорил на установочной лекции: именно при составлении эссе вы впервые вынуждены будете подумать о вашем проекте в целом -- и вас там будут ждать разные (приятные и неприятные) открытия.

На курсе социального мультиданса начали приглашать преподавателей и опытных танцоров поглядеть на результаты. Их (внешнее! не наше!) мнение: обучение ведению-следованию быстрее примерно вшестеро, чем в среднем при текущих методов преподвания. И это сразу для многих танцев, а не для одного! То есть выигрыш во времени по факту ещё больше. Так что ещё один крутой проект одолел успешный успех: методика работает! Почитать о происходящем в группе (резюме каждого занятия, методические материалы, а также публичную часть отзывов) можно тут: https://vk.com/buffdance (и там уже 311 подписчиков, счёт интересующихся методикой пошёл на сотни). Лаборатория телесного мышления начала еженедельно выкладывать видео своих лабораторий (чат в телеграме -- https://t.me/labolatoryTM, там более полутора сотен человек), и теперь довольно много убедительных демонстраций телесного фитнеса и разъяснений его принципов доступно не только москвичам и питерцам.

Следующий открытый курс у меня -- "Машинный интеллект 2019", 7 декабря 2019 (https://system-school.ru/machine). Материал на слайдах опять прокис, буквально за месяц -- два прорыва в неделю продолжаются. И я переделываю там ещё и теоретическую часть. Ибо 19 ноября вышла статья François Chollet по тому, что такое интеллект и как его замерить (https://arxiv.org/abs/1911.01547) -- и я учитываю ещё и этот материал. Ну, добавляю всякие новости прошлого месяца, а этих новостей много -- если я не пишу обзоров происходящего у себя в блоге, это совсем не значит, что ничего не происходит. Происходит, и ещё как происходит! Чего стоит только Mastering Atari, Go, Chess and Shogi by Planning with a Learned Model -- https://arxiv.org/abs/1911.08265. Умение алгоритма выигрывать самые разные игры, не зная их правил, и делая при этом меньше вычислений при обучении, чем алгоритмы, которые учатся играть в игры, зная правила. Фишка в том, что один и тот же алгоритм сверхчеловечески выигрывает и в видеоигры типа тех, что играются на Atari, и игры "переборного планирования" типа Го, шахматы и шоги, при этом не зная правил ни игр на Атари, а их 57 разных, ни правил Го, шахмат, шоги. Это очень, очень круто! По сути, речь идёт не о том, что алгоритм запрограммировали не на победу в какой-то игре (ограниченная компетенция), а об общей возможности побеждать в каких-то играх, где правила неизвестны, но есть симулятор, дающий ответы на ходы машины -- это возможность научиться выполнять какой-то класс задач. Интеллект -- это в меньшей мере про умение что-то делать, а больше про умение научиться что-то делать -- когда выясняется, что текущих умений для выполнения дела недостаточно.

И в связи со всем этим я дополнительно пересматриваю "Образование для образованных" -- наша Школа ведь как раз учит трансдициплинам, которые предназначены для разборок с другими дисциплинами. Мы учим тем практикам, которые позволяют быстрее разбираться с другими практиками. По сути дела, мы учим тому, как стать более интеллектуальными людьми, более разумными, быстрее распознавать ситуации, когда нам нужно чему-то научиться, а потом быстрее этому учиться. Так что я потихоньку разбираюсь со всеми этими теориями интеллекта (g-VPR, CHC, Gf-Gc и т.д.), а дальше мы будем связывать их с разными теориями творчества (некоторое время назад я делал обзоры на эту тему, например творчество в системном мышлении -- https://ailev.livejournal.com/1425331.html, open-endedness про эволюционное "творчество" https://ailev.livejournal.com/1463013.html и разные теории творчества из искусственного интеллекта https://ailev.livejournal.com/1251987.html, и ещё куча материалов, поминаемых в конце текста "За пределами менеджмента и инженерии" https://ailev.livejournal.com/1411106.html, где я пишу о связи творчества и сжатия информации -- про правильную репрезентацию/абстрагирование мира как основу творчества, и поэтому важности обучения эффективным абстракциям. Интеллект и творчество в машинах, людях и симбиозах машин и людей -- этим мы и занимаемся.

Дома появился новый гаджет -- МФУ HP DeskJet Ink Advantage 5075 M2U86C, а старые принтер и сканер уволены по моральной старости. Из интересных фич -- двусторонняя печать при весьма небольших габаритах. Стоит этот гаджет на кухне, пользуются им все -- он цепляется к домашнему WiFi и доступен со всех компьютеров и телефонов. Больше гаджетов богу гаджетов! А что я им делаю больше всего? Правильно: "распечатать, подписать, отослать подписанный скан". Морально не устаревающая процедура, ещё со времён факсов. Факс даже проще было передавать, чем сканировать и пересылать результат по почте -- в разы меньше нажатий кнопок.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10216874837917282
Previous post Next post
Up