По итогам CES'18: на автомобильном рынке затишье перед бурей, остановились на уровне 2.5, и даже уровень 3 -- "в недалёком будущем". Сертифицированный уровень 4 ожидается в 2021 году самое раннее. В этом (и следующем, и так будет долго -- как с видеокартами, эта гонка будет вечной) году ждут более мощных AI-чипов, и их будет множество конкурирующих. Но адекватных пока нет, все лидеры рынка кормят обещаниями и не называют конкретных дат. В этом (и следующем, и так будет долго) году ждут мощных и дешёвых лидаров, других хитрых оптических решений (вплоть до каких-нибудь хитрых фасеточных решений с вычислительной оптикой), ибо датчики до сих пор держат. Тут всё ещё более неопределено, чем с чипами. Но входные барьеры ниже, поэтому конкуренция очень сильна. Регуляторы тормозят, а пресса играет на понижение. Дальше немного ссылок с подробностями.
Инцидент с наездом машины Uber без водителя на пешехода и последовавший запрет Uber что-то испытывать -- это для всех в отрасли был холодный душ. Хайп кончился, все осторожничают -- заголовок обзорчика говорит сам за себя: CES 2019 Cools on Self-Driving,
https://medium.com/syncedreview/ces-2019-cools-on-self-driving-digital-cockpits-v2x-in-vehicle-shopping-drive-mobility-market-1a0d711e0048 NVIDIA объявила о продаже готовой системы NVIDIA DRIVE AutoPilot, "первая в мире коммерчески доступная система автоматизированного вождения" -- и это всего навсего Level 2.5 на AGX Xavier. Подаётся это так: The new Level 2+ system complements the NVIDIA DRIVE AGX Pegasus system that provides Level 5 capabilities for robotaxis, bringing advanced AI safety features to the roads sooner. (это прямо из оригинального анонса --
https://blogs.nvidia.com/blog/2019/01/07/nvidia-drive-autopilot/). То есть объявленное пришествие роботакси временно откладывается, а увидим мы Level 2.5 -- и только в модельном ряду автомобилей 2020 года выпуска. А что с NVIDIA DRIVE AGX Pegasus и тем, что Xavier вполне может и Level 3? А ничего с этим. Идёт разработка, идут испытания, никто не хочет подставляться -- и дат готовности не назначают. "Когда будет готово, мы вам скажем. Готов уровень 2.5, его и пользуйте".
И Тесла "чтобы не смущать" закрыла в октябре свою продвинутую опцию автопилота, и в итоге у Теслы тоже остаётся где-то уровень 2.5
https://venturebeat.com/2018/10/19/telsla-drops-full-self-driving-capability-option-for-new-vehicles/. Насколько и почему закрыла? Причина была названа, "чтобы не смущать" -- но на какое время закрыла -- не очень ясно. Please note that Self-Driving functionality is dependent upon extensive software validation and regulatory approval, which may vary widely by jurisdiction. It is not possible to know exactly when each element of the functionality described above will be available, as this is highly dependent on local regulatory approval --
https://www.tesla.com/autopilot?redirect=no.
Так что сменить полосу движения ваша машина сможет, а вот подвезти, куда скажете -- нет. Уже пошли рейтинги, ибо этот уровень 2.5, похоже, есть уже у всех производителей (лучший у Кадиллака, у Теслы он только второй). Вот:
https://www.consumerreports.org/autonomous-driving/cadillac-tops-tesla-in-automated-systems-ranking/ Пресса в буквально каждой статье про беспилотные автомобили напоминает, что уже был наезд на пешехода автомобилем Uber, и какие-то аварии с Tesla. Буквально в каждой статье! Забыть об этих единичных случаях не дадут. "Человечество разучилось рисковать" как-то заметил Элон Маск, когда речь шла о регулировании космических полётов. То же относится и к автомобилям. Автомобилестроение в какой-то мере напоминает сейчас атомную промышленность, которая практически перестала развиваться уже много лет из-за жёсткой политики регулирования.
Поэтому наблюдаем "многоукладность": с одной стороны, уже идёт коммерческая эксплуатация роботакси (Waymo --
https://medium.com/waymo), а с другой -- доработка систем автоматического вождения до такого уровня, чтобы надёжно убедить всех регуляторов. Основных проблем две: недоступность чипов для обработки данных с датчиков (скажем, NVIDIA DRIVE AGX Xavier -- 30TOPS, а Pegasus -- 320TOPS, но это будущее, а не настоящее. Примерно такие же данные у всех остальных: и Intel Movidius выпускает свой чип, и Tesla свой, и Baidu (проект Apollo), не только они, и все заявляют, что "вдесятеро круче текущих", но это у всех только планы. Похоже, такие чипы будут доступны только к концу года, а без них уровни 4 и 5 недоступны по факту). Второй фактор -- это датчики. Тут три фактора: текущие системы слепы в сильный дождь и снегопад при любых датчиках (поэтому запуски роботакси идут в городах с вечно хорошей погодой -- тот же Феникс), стоимость лидаров и радаров падает экспоненциально, поговаривают о тепловизорах, но есть и фирмы, которые ориентируются исключительно на оптический диапазон: "человек же видит нормально, вот и машина будет видеть нормально"). Вот эти трудности можно почитать тут, в откровениях разработчика Movidius Mobileye-- там даётся оценка, что все эти проблемы будут решены (надёжный уровень 5) за 5-10 лет --
https://venturebeat.com/2019/01/11/mobileye-plans-to-deploy-fully-autonomous-cars-in-4-years/.
Это "5-10 лет" от 2019 существенно отличается от "2020-2021 год", которые мы слышали раньше. То есть 2024 как самый ранний срок вместо 2021 как самый поздний в предыдущем прогнозе). Но три года разницы -- это в масштабах подобного цивилизационного сдвига (речь тут ведь не просто про автомобили -- это просто сейчас самая видимая часть этого фронтира роботизации) просто ничто. А пока появился новый вид автомобилей: "driverless ready", как это было с HD Ready телевизорами. Компьютеры и датчики в них уже тянут Level 3 -- но регулирование не даёт это всё задействовать. Например, электромобиль M-Byte от компании Byton. Там много амбиций, это китайский рынок, и внутри автомобиля даже есть уже Alexa. “We are on track to start production by the end of this year. The fully operational capacity will be 300,000 cars a year.”, но: Но: the car will be upgradeable to level 3 autonomous driving - where the car does most of the driving - in the future, the company said.
https://venturebeat.com/2019/01/06/byton-readies-three-autonomous-ready-electric-cars-for-production-as-early-as-2019/. При этом буквально летом команда K-byte говорила, что тест уровня 4 будет в конце 2020 года --
https://www.forbes.com/sites/sebastianblanco/2018/06/12/byton-k-byte-concept-electric-sedan-debut-shanghai-level-4-autonomous-2020/#1ea577db2005 (и переговоры шли с двумя компаниями, которые могли бы обеспечить программно-аппаратный стек для уровня 4).
Там такое впечатление, что все в круговой поруке -- сидят NDA на NDA, обет молчания у всех. И темнят просто откровенно. Никаких дат, никаких характеристик. Для Pegasus даже непонятно, отгружаются ли образцы партнёрам, или не отгружаются. С чипами конкурентов всё то же самое. То ли их ещё разрабатывают, то ли уже испытывают на живых машинах.
Хайп утих, но всё происходит более чем стремительно, это только в прессе можно прочесть про утихший хайп как про "похолодание". Но нет, это просто перестали транслировать завышенные ожидания, но не перестали работать. Успехи -- они есть, хотя только в городах с хорошей погодой.
Эта интрига с адаптацией автопроизводителей к приходу AI -- самое интересное, что делается на планете. Это круче, чем даже происходящее в медицине (ибо там просто напишут, что "AI выдаёт что-то со статусом совета лично врачу, лицензии не требуется", и всё, пока не запустят робота-хирурга-беспилотника (и там его уж будут по полной сертифицировать, как и автомобиль). А тут не скажешь, что "автомобиль советует водителю" -- у Tesla такое не прокатило уже, по этому пути ведь попытка была сделана, пришлось опцию откатить временно.
И попкорн даже закупать не нужно, ибо всё при этом сдувшемся хайпе стремительно продолжает развиваться -- каждую неделю очередные новости про беспилотники, такое вот странное "окончание хайпа".
UPDATE: обсуждение в фейсбуке --
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10214628941411273