Кругозор: между прикладностью и фундаментальностью

Oct 15, 2018 01:38

Есть прикладные дисциплины, за них платят. Есть фундаментальные дисциплины, которые и образуют "умение мыслить". А есть ни то, ни сё: кругозор, который про наличие самих групп прикладных дисциплин, про сферы человеческой деятельности и как они связаны. Я описывал этот кругозор в постах про глубокие уровни абстракции Read more... )

Leave a comment

Comments 15

vvagr October 14 2018, 23:11:45 UTC
Нет, ты не услышал ( ... )

Reply

justy_tylor October 15 2018, 01:15:23 UTC
Мне кажется, что дело тут не в "забываниях".

Есть разные процессы. Фундаментальное позволяет лучше разобраться в прикладном. Но абстрактное является обобщением предметов и явлений, данных в ощущениях.

Начинаем с чего-то ощутимого и прикладного, рассматриваем сходство с предметами и явлениями других областей, поднимаемся к фундаментальным абстракциям, получаем возможность их свободно идентифицировать и применять вне исходной цепочки. Это кругозор.

Начинаем с фундаментального, изучаем абстрактные "сепульки", приобретаем возможность идентифицировать и применять их в рамках "сепуления". Для остального потребуется прикладник-переводчик. Это "фундаментальные знания без кругозора".

Reply

vvagr October 15 2018, 09:23:12 UTC
Есть нюансы.

Надо договориться о границах прикладного и фундаментального. Можно изучать сперва вектора в геометрии и перестановки, а потом перейти к аксиоматическому определению групп и пространств. Можно сразу начинать с аксиоматики, а потом обнаруживать представления. Тут можно и своим умом дойти, без переводчика.

Но если изучить тензорное исчисление, перейти в разумные сроки без дополнительного обучения к расчёту балок будет затруднительно. Но вот дать несколько полезных советов расчётчику в плане выбора матметодов или софта - уже можно будет. А это и приносит репутацию человека с кругозором.

Но тут была дискуссия скорее о другом, хотя близко к первому примеру выше. Грубо говоря, можно прочитать определение тензора, можно прочитать доказательства 10 теорем, можно решить 10, 100 или 1000 задач на тензоры. Это путь "снизу доверху", можно сказать что это путь "к прикладному" в фундаментальной дисциплине. Так вот, я утверждаю, что демонстрировать кругозор можно после 100 задач, а то и 1000 нужна. Только лишь прочтение определений не

Reply

ailev October 15 2018, 09:43:21 UTC
Ну вот я фундаментальные дисциплины предлагаю крепко изучать, а кругозором совсем другое называю -- я ж определение давал. Кругозор -- это владение middle ontology для общей структуры человеческой деятельности. Ты же даёшь одно из многих бытовых определений кругозора: умение применить кусочек одного спецзнания к другому спецзнанию ( ... )

Reply


moscow_i_ya October 15 2018, 05:41:25 UTC
При социализме был, да и сейчас остался набор предметов, призванных именно обеспечить кругозор: история КПСС - философия - политэкономия - научный коммунизм - право - атеизм. Сейчас в любом стандарте высшего образования прописаны так называемые Общекультурные компетенции - тот самый кругозор. Другое дело, что функции кругозора эти предметы не выполняют.

Reply

jamagdanya October 15 2018, 08:50:25 UTC
Социализм плодил специалистов лишённых личности, которые воспринимали не специальные предметы как обузу, а не возможность познавать мир. Это обнажилось с развалом СССР, этих олухов царя небесного переубедили с полоборота, остались при своём только те, кто вёл внутреннюю работу над собой и моделью мира.

Кругозор, кстати, коварная сущность. Ну прочёл я книжку по устройству трактора К-700, дальше что? Как пришла пора пользоваться знаниями на практике, огромный поток информации от взаимодействия с окружающим миром в виде данного трактора утопил теоретическую мелочёвку в момент. Та детализация полученных орытным путём знвний для книги и чертежей попросту недоступна. Хотя и помогает немного, ориентироваться, например.

Reply


jamagdanya October 15 2018, 08:43:35 UTC
Я говорю. Про кругозор. И про умения. И про самое важное умение - сознательно обращаться к своей модели мира, что-то типа рефлексии. Так то любой болван использует свою модель мира для выживания.

Reply


fractaler October 16 2018, 13:23:00 UTC
https://www.wikidata.org/wiki/Q1134306 (синтез) и https://www.wikidata.org/wiki/Q488152 (анализ). За всю эволюцию методика работы биологического объекта с объектом окружающей действительности не изменилась. Только названия, инструменты

Reply


Leave a comment

Up