Кругозор: между прикладностью и фундаментальностью

Oct 15, 2018 01:38

Есть прикладные дисциплины, за них платят. Есть фундаментальные дисциплины, которые и образуют "умение мыслить". А есть ни то, ни сё: кругозор, который про наличие самих групп прикладных дисциплин, про сферы человеческой деятельности и как они связаны. Я описывал этот кругозор в постах про глубокие уровни абстракции Read more... )

Leave a comment

vvagr October 14 2018, 23:11:45 UTC
Нет, ты не услышал ( ... )

Reply

justy_tylor October 15 2018, 01:15:23 UTC
Мне кажется, что дело тут не в "забываниях".

Есть разные процессы. Фундаментальное позволяет лучше разобраться в прикладном. Но абстрактное является обобщением предметов и явлений, данных в ощущениях.

Начинаем с чего-то ощутимого и прикладного, рассматриваем сходство с предметами и явлениями других областей, поднимаемся к фундаментальным абстракциям, получаем возможность их свободно идентифицировать и применять вне исходной цепочки. Это кругозор.

Начинаем с фундаментального, изучаем абстрактные "сепульки", приобретаем возможность идентифицировать и применять их в рамках "сепуления". Для остального потребуется прикладник-переводчик. Это "фундаментальные знания без кругозора".

Reply

vvagr October 15 2018, 09:23:12 UTC
Есть нюансы.

Надо договориться о границах прикладного и фундаментального. Можно изучать сперва вектора в геометрии и перестановки, а потом перейти к аксиоматическому определению групп и пространств. Можно сразу начинать с аксиоматики, а потом обнаруживать представления. Тут можно и своим умом дойти, без переводчика.

Но если изучить тензорное исчисление, перейти в разумные сроки без дополнительного обучения к расчёту балок будет затруднительно. Но вот дать несколько полезных советов расчётчику в плане выбора матметодов или софта - уже можно будет. А это и приносит репутацию человека с кругозором.

Но тут была дискуссия скорее о другом, хотя близко к первому примеру выше. Грубо говоря, можно прочитать определение тензора, можно прочитать доказательства 10 теорем, можно решить 10, 100 или 1000 задач на тензоры. Это путь "снизу доверху", можно сказать что это путь "к прикладному" в фундаментальной дисциплине. Так вот, я утверждаю, что демонстрировать кругозор можно после 100 задач, а то и 1000 нужна. Только лишь прочтение определений не

Reply

ailev October 15 2018, 09:43:21 UTC
Ну вот я фундаментальные дисциплины предлагаю крепко изучать, а кругозором совсем другое называю -- я ж определение давал. Кругозор -- это владение middle ontology для общей структуры человеческой деятельности. Ты же даёшь одно из многих бытовых определений кругозора: умение применить кусочек одного спецзнания к другому спецзнанию ( ... )

Reply

vvagr October 15 2018, 09:54:30 UTC
Я уверен, что в 4000 задачи по "онтологике" как раз и входит 10 задач на матрицы. Иначе перетряхивание приведёт к полному вытряхиванию всего необходимого для понимания машинного обучения )

И если в middle ontology для общей структуры человеческой деятельности вектора и тензоры не войдут, не будет никакого кругозора. А умение применить кусочек одного спецзнания к другому спецзнанию - это и есть критерий (достаточное условие) овладения middle ontology. Не тесты же сдавать - "сколько из этих понятий вы знаете".

Reply

ailev October 15 2018, 10:29:41 UTC
Я бы не брался так утверждать. Тензор для меня -- довольно узкое понятие, как и деликт. У нас разное понимание фундаментальных дисциплин, и чему они учат в части "кругозора". Я откомментировал это чуть ниже в https://ailev.livejournal.com/1449158.html?thread=15889094#t15889094

Reply

ushastyi October 15 2018, 06:22:09 UTC
По моим наблюдениям за специалистами с разным базовым образованием, Вы правы. Именно фундаментальное образование дает кругозор, представляя собой мета-теорию к прикладным дисциплинам, что позволяет 1) видеть фундаментальные свойства и ограничения в прикладных областях, из-за чего меньше ошибаться; 2) видеть взаимосвязи между различными прикладными областями. Кругозор ценен не сам по себе, а именно этими взаимосвязями, которые иногда очень важны в практике.

Reply

deep_econom October 15 2018, 07:47:30 UTC
предлагаю три вида кругозора
фундаментальный
прикладной
"междеятельностный", переходы из фундамента в практики и обратно и смена видов деятельности на уровне фундамента или практики

Reply

ailev October 15 2018, 09:21:34 UTC
Ну, тогда мы о разном: ты просто кругозором называешь другое. У меня гипотеза, что эти наши кругозоры как-то коррелируют: если ты освоил какие-то фундаментальные навыки и прорвался дальше к прикладным в какой-то сфере, то с необходимостью ты участвуешь в каких-то проектах и получаешь общее представление об устройстве жизни. Но фундаментальное знание позволяет тебе структурировать и осознавать эти представления -- так и получается кругозор в моём понимании. Тоже стратегия.

Есть ещё замечание Бернарда Мейера (он его сделал на SECR'18, на панели IT), что на работу обычно не берут людей, не показавших какого-то глубокого умения -- и неважно, какого. Просто как образец того, что он хоть что-то может освоить глубоко. Ибо других критериев того, что человек что-то может освоить глубоко из других дисциплин, нет -- этот наиболее коррелирует. "Талантлив в одном -- талантлив во всём". Это как-то коррелирует с твоим определением кругозора, но это не кругозор.

Нужно ещё думать.

Reply

vvagr October 15 2018, 09:46:54 UTC
В общем-то мы об одном - ты называешь кругозором знание "про наличие самих групп прикладных дисциплин, про сферы человеческой деятельности и как они связаны". Это знание, путём многократного абстрагирования, как раз и дано нам в фундаментальных дисциплинах. И оно позволяет структурировать прикладное знание, разумеется.

Вопрос в том, можно ли получить кругозор именно как фундаментальное знание, не доходя до профессионализации в прикладных областях. Я считаю, что можно, но надо для этого дойти до профессионализма в фундаментальной области.

То есть есть несколько вариантов:

1. Поверхностное изучение прикладной области, профессиональное - фундаментальной.

2. Профессиональное знание только прикладной области.

3. Поверхностное изучение только фундаментальной области.

4. Профессиональное знание только фундаментальной области.

и т.д.

Мне кажется, что твои поиски идеальной программы получения кругозора опираются на вариант 3. А я думаю, что нужен именно вариант 4.

Reply

ailev October 15 2018, 10:26:40 UTC
Нет, тут у нас разногласий нет. Я тоже считаю, что то же самое системное мышление, если его довольно глубоко освоить, равно как и вычислительное мышление, и научный подход, и глубже онтологика, и прочий набор фундаментальных (не прикладных) дисциплин поможет быстро и поверхностно разобраться в разнообразии человеческой деятельности и как они там крутятся, эти "шестерёнки жизни", как устроены проекты в разных сферах деятельности, какие там бывают стейкхолдеры. И это даст кругозор, чтобы осознанно идти в глубокое обучение чего-то прикладного в той или иной сфере деятельности. Но дальше нужно выяснять, что ты называешь фундаментальным. Меня смущают твои примеры с тензорами. То есть ты берёшь уже одну узкую сферу деятельности и смотришь на какие-то тамошние базовые дисциплины. Но базовые дисциплины в какой-нибудь инженерии -- это не базовые дисциплины в каких-нибудь танцах, а для меня не фундаментальное образование, не фундаментальные дисциплины, не структурирующие мышление в целом дисциплины ( ... )

Reply


Leave a comment

Up