Сходил сегодня на обсуждение требований к образованию, получаемых из разных представлений о путях развития общества. Вот несколько мыслей, которые я там сформулировал
( Read more... )
>Но эволюция приводит к тому, что шарах-тарарах -- и появляется что-то новенькое, при сохранении всего старенького. Evolution by jerks, а не evolution by creeps (см. работы Gould в 70-х годах, которые отменили за словом "эволюция" постепенность и направленность и наоборот, закрепили внезапность и ненаправленность)
-
http://plakhov.livejournal.com/177002.html - "У эволюции есть цель", UPD:"Во всяких околоэволюционных разговорах считается признаком хорошего тона замечать, что "на самом деле" у эволюции нет никакой цели, какие-то изменения происходят совершенно случайно и закрепляются в том случае, если оказались полезны
( ... )
Обычно при обсуждении целей и ограничений большая путаница в терминологии. Все эти tagrets, goals, objectives путаются с параметрическими constraints типа того же "максимума". Плюс, как описываются в книжках по эволюции (я приводил их в посте про against objectives), все эти "поиски максимума" ведутся в пространстве непонятной размерности. Скажем, наличие в мире света или магнитного поля сначала нужно обнаружить, чтобы потом это учитывать в поиске максимумов.
Это понятно, что в мире эволюционщиков точно такой же пелетон, как в других науках. Так что я там пока медленно разбираюсь: что осталось с дарвиновских времён, что от Gould, что появилось совсем недавно.
из сказанного вами я не увидел, что вы увидели проблематизацию вашего изначального утверждения.
Я даже увидел (по словам про "непонятна размерность", что вы часть сказанного мной банально не поняли (часть со слов "для рассказа о глобальной "ненаправленности" надо сперва доказать"), она ровно про это.
Я потихоньку разбираюсь с предметом. Пока мне хорошо понятно, что терминология совершенно не устаканившаяся. Ну, и одновременно бытуют много разных теорий, только разницей терминологии дело не ограничивается. Опять же, успехи компьютерных эволюционщиков огромны, но не так уж огромны -- с этим тоже нужно разбираться.
Существование каких-то видов, которые хорошо приспособлены -- это не вопрос. Конечно, они существуют. Вопрос в том, как потихоньку растёт сложность всей экосистемы в ходе эволюционного процесса и что там за новые виды появляются -- у меня как-то не сложилось впечатления, что "направление развития" можно вычислить и тем самым пропустить сам эволюционный процесс.
Это еще мягко сказано. Такое ощущение, что "массы" такими рождаются: стоит только упомянуть о цели общества и индивида в нем, подымается такой визг, что чувствую себя забойщиком свиней.
Укажите мне кого-нибудь кроме мелкой кучки либертарианцев кто поднимет визг при словах "потребности общества" "интересы общества" и т.п. - а ведь это почти синонимы целей.
Футурологический экскурс можно было смело сократить и оставить Калашникову (Кучеренко), а вот вместо этого стоило бы сосредоточиться как раз на том, что Вы решили обойти ("(системный подход 2.0, где системы не "объективны", а определяются стейкхолдерами -- только нужно ещё раз переговорить о том, кто и что может быть стейкхолдером)").
Говоря об образовании, в эпоху перемен главным навыком человека становится способность самостоятельно учиться и переучиваться, поскольку само понятие стейкхолдера при этом устаревает - на этапе обсуждения проекта стейкхолдеры одни и запросы у них одни, а к моменту реализации проекта уже запросы поменялись, потому что внешняя обстановка изменилась, а то и стейкхолдеры поменялись. В таких условиях просто некогда ждать, пока некто что-то там сформирует и научит - это нужно уметь делать самому, причём, в чрезвычайно короткие сроки - современная реальность долго думать не позволяет, время становится самым дефицитным ресурсом.
Ну да, абсолютно так. Как я учу студентов, "вы должны осознавать, что вы тоже стейкхолдер, у вас тоже мушка обычно предметно сбита, так что умейте это осознать и подкорректироваться". Стейкхолдеров в проекте тоже меняют (учат, убеждают, и не только команда проекта этим занимается), так что всё должно быть быстро и привязано ко времени.
Но кроме методологического времени жизненного цикла я бы ещё вводил эволюционное время, в котором рассматриваются разные экземпляры жизненных циклов, сами шаги развития систем -- вне рамок отдельных проектов.
а чем она отличается от категории "становление" в "Науке логики" Гегеля? Мне кажется, это одно и тоже. Если я прав - стала, давно, называется "диалектический подход"
Comments 36
-
http://plakhov.livejournal.com/177002.html - "У эволюции есть цель",
UPD:"Во всяких околоэволюционных разговорах считается признаком хорошего тона замечать, что "на самом деле" у эволюции нет никакой цели, какие-то изменения происходят совершенно случайно и закрепляются в том случае, если оказались полезны ( ... )
Reply
Это понятно, что в мире эволюционщиков точно такой же пелетон, как в других науках. Так что я там пока медленно разбираюсь: что осталось с дарвиновских времён, что от Gould, что появилось совсем недавно.
Reply
Я даже увидел (по словам про "непонятна размерность", что вы часть сказанного мной банально не поняли (часть со слов "для рассказа о глобальной "ненаправленности" надо сперва доказать"), она ровно про это.
Reply
Существование каких-то видов, которые хорошо приспособлены -- это не вопрос. Конечно, они существуют. Вопрос в том, как потихоньку растёт сложность всей экосистемы в ходе эволюционного процесса и что там за новые виды появляются -- у меня как-то не сложилось впечатления, что "направление развития" можно вычислить и тем самым пропустить сам эволюционный процесс.
Reply
Это еще мягко сказано. Такое ощущение, что "массы" такими рождаются: стоит только упомянуть о цели общества и индивида в нем, подымается такой визг, что чувствую себя забойщиком свиней.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Это чему культурный учился...
Тут вопрос - люди ли будут ректорами?
Reply
Reply
Говоря об образовании, в эпоху перемен главным навыком человека становится способность самостоятельно учиться и переучиваться, поскольку само понятие стейкхолдера при этом устаревает - на этапе обсуждения проекта стейкхолдеры одни и запросы у них одни, а к моменту реализации проекта уже запросы поменялись, потому что внешняя обстановка изменилась, а то и стейкхолдеры поменялись. В таких условиях просто некогда ждать, пока некто что-то там сформирует и научит - это нужно уметь делать самому, причём, в чрезвычайно короткие сроки - современная реальность долго думать не позволяет, время становится самым дефицитным ресурсом.
Reply
Но кроме методологического времени жизненного цикла я бы ещё вводил эволюционное время, в котором рассматриваются разные экземпляры жизненных циклов, сами шаги развития систем -- вне рамок отдельных проектов.
Reply
Reply
а чем она отличается от категории "становление" в "Науке логики" Гегеля?
Мне кажется, это одно и тоже.
Если я прав - стала, давно, называется "диалектический подход"
Reply
Reply
( ... )
Reply
Посмотрите простейший эволюционный механизм на клеточном автомате.
Reply
Leave a comment