За последние две недели на тему системного мышления у меня было шесть тренинговых дней в трёх разных местах (а в одном месте ещё и две разных аудитории -- то есть в четырёх разных местах). Содержание менял каждый раз, экспериментировал-учился. Основной вопрос, который меня волновал: как сериализовать предмет системного мышления, т.е. как его преподать.
Каждый мыслительный приём прост, но сочетание и бесконечное комбинирование простых приёмов рождает сложное мышление -- и для всех непосвящённых это запутанный клубок, а для посвящённых вообще какой-то принципиально неразматываемый в последовательность сплав, плотный шарик идей, где "всё со всем связано, и нет ни начала, ни конца". В Новосибирске мне даже пришлось пару раз пояснять, что я совершенно сознательно указываю на место, где там торчит ниточка, с которой нужно этот шарик разматывать ("воплощение системы" -- всё разматывается оттуда!), хотя на диаграммах и схемах честно приведены самые разные участвующие в рассмотрении сущности -- возможности, стейкхолдеры, определение системы, воплощение системы, команда, работы, технологии. Пару раз указывать пришлось именно в силу того, что "запутанность" понятна, а место начала размотки неочевидно! Особенно неочевидно это "место размотки" для менеджеров, с инженерами-то полегче. Более того, разматывать-то логически нужно с "воплощения системы", но в проектах по созданию систем это "воплощение" (в бетоне, металле, исполняемом компьютерном коде) появляется в физическом времени обычно в самом конце проекта по созданию системы! Ну, системный подход контринтуитивен, он противоречит "здравому смыслу" -- пока не выработается его собственная интуиция, пока он сам не станет "здравым смыслом".
Вот главные из мыслительных приёмов системного подхода, изложенные в варианте "системных координат":
http://ailev.livejournal.com/1221425.html.
Сегодня завершил первый день второго потока шестидневного марафона по системному менеджменту (
http://system-school.ru/event/kurs-treningov-sistemnogo-mshleniya-sistemny-menedzhment-i-strategirovanie/). Впервые результат меня удовлетворил, хотя я им несколько удивлён: нужно сначала выкинуть всё про деятельность, практики, обеспечивающую систему (хотя и дать на неё намёк), жизненный цикл, но подробно разобраться со стейкхолдерами в театральной метафоре и их интересами (игнорируя тему междисциплинарности!) и местом целевой системы в холархии. Точка. Больше ничего в один день не поместится, и только будет сбивать с толку -- вначале всем будет казаться, что "всё очень медленно и просто", а в конце при полном ощущении медленности будет "ой, ничего не поняли, сложно-то всё как!". А так сначала мы даём аппарат командной договорки про целевую и использующую систему и их стейкхолдеров, и только потом начинаем разбираться с деятельностью вокруг этих систем. В проблеме "что раньше -- яйцо или курица, целевая система или система деятельности/обеспечивающая система?" при изложении важным оказывается сначала определить целевую систему, а из описания системы деятельности оставить только стейкхолдеров и их интересы. Ибо деятельность по поводу не-пойми-чего описывать бессмысленно, а без специального тренинга у участников тренинга вместо целевых систем обычно именно не-пойми-чего.
Итого: содержание и последовательность изложения вроде как устаканились, дальше нужно поработать над формой -- добавить чуток вопросов и упражнений, кое-где поменять примеры. Но опять же: легко работать над формой, если понятно содержание!
У школы системного мышления миссия -- сделать системное мышление доступным рабочим инструментом (
http://system-school.ru/o-shkole/). Миссия потихоньку реализуется: доступность за последний год явно повысилась -- это отмечают все, кто приходил ко мне год назад и сейчас (и такие люди есть в каждой группе).
Но доступность системного мышления не обещает, что "всё легко". Дальше как с высшей математикой: теорию преподают всем одинаково, а задачки решают (или не решают) все по-разному. Повышенная доступность системного мышления означает лишь, что становятся понятными задачки -- а необходимость включения мозга на полную катушку для решения этих задачек никто не отменял, никаких "универсальных пошаговых алгоримов гарантированного ответа на все вопросы" в системном мышлении нет. Так, сегодня все участники ушли с осознанием проблем в своих проектах -- и это огромный прогресс, явное формулирование проблем, формулирование задач для их решения. Как сказал один из участников: "я понял, почему тренинг идёт раз в неделю -- неделя нужна, чтобы хоть как-то обдумать поставленные за один день задачи". Да, именно так и было задумано.