Когда меня спрашивают - "а кто твой любимый актер?", с недавнего времени я отвечаю - "семь Олегов".
Смотрите, сколько замечательных актеров с этим именем! Один другого лучше - Табаков, Ефремов, Янковский, Даль, Борисов, Басилашвили, Меньшиков.
И даже больше, есть еще Стриженов, Видов, Анофриев.
Но для меня актер - не просто красивая картинка, он должен быть еще и личностью, интересной мне. Так что пусть останется их семеро.
Итак, Олег №1 - Табаков.
Не по рангу присуждаю первенство, у меня все Олеги равно-значимы.
Он, конечно, велик и прекрасен. Знаю его всю жизнь, с ним росла и взрослела, пересмотрела кучу фильмов с его участием, потом - много разных спектаклей.
Совсем не мой тип мужчины. Я бы сказала даже, что Табаков слегка женственен, поэтому ему так здорово удались женские роли, которые он играл. Он и в мужском обличье кокетлив слегка. Это не мачо, не супер-герой.
Невероятно умен и хитер по-житейски. Всегда был "на плаву", с кем угодно. При этом действовал не прогибом, а огромным обаянием. Мне кажется, ему невозможно отказать. Но когда он гневается, он не страшен, если действовать не напролом, а ответить той же иронией и шуткой. Олег Палыч это здорово ценит. Еще раз скажу - умен.
Он, конечно, такой столп. Атлант наш. "И жить еще надежде до той поры, пока атланты небо держат..." Он держит небо для многих, и для меня тоже.
Неутомимый работяга. Второго такого нет. Среди руководителей московских театров нет таких, кто и играл бы, и заведовал труппой. Всегда или - или. Нет, вспомнила, есть! Константин Райкин. Но Райкин все же на 15 лет младше.
Про его кино-роли чего рассказывать, все их знают. Расскажу про театр, про то, что лично смотрела.
Во-первых, чудный "Моцарт и Сальери". Моцарт - Безруков, еще очень-очень молодой и не истративший свой талант. Сальери - Табаков. В этом спектакле стало ясно - Сальери не убивал. Сальери-Табаков мог посмеяться, мог напугать, мог быть растерянным, несправедливым. Но не убить.
Во-вторых, "Обыкновенная история" по Гончарову. Адуев-младший - Евгений Миронов. Адуев-дядя - Табаков. Траченный жизнью ловелас-циник учит молодого, что все тлен, только положение и деньги стоят мессы. Очень доходчиво учит, веришь. Сам исполнитель, думаю, никогда про это не забывал)
В-третьих, "Любовные письма", спектакль на пару с Ольгой Яковлевой. История любви в письмах двух немолодых людей. Опять все на своем месте, главный герой не из тех, что "лазят в окно к любимым женщинам". Он избалован женским вниманием, так и читается "ну не одна, так другая..." Вспоминается "Москва слезам не верит" - ах, загорелся, запылал, "я страшно соскучился", и через пять минут - хоп, какой ужас, "тёща!" Кто еще мог эту роль ТАК достоверно сыграть? Ширвиндт? Он бы и не начинал всю эту бодягу с рандеву)) А уж если б так случилось, то отнеся бы ко всему философски и не суетился. Как и другие 99% героев ( и любовников и не-). Но это Табаков! И на него даже не обижаешься.
Еще смотрели в Табакерке "Последних" по Горькому. Там главный играл главного. Страшненький такой персонаж. Будто бы кот Матроскин кровь почувствовал, аж клыки выросли. Ой, не доводите Матроскиных до крайности!
И последнее по времени, что видела - "Юбилей ювелира".
Спектакль хороший, абсолютно под юбиляра. Для него роль достаточно проста, но чрезвычайно выигрышна. Для его сценической жены, Натальи Теняковой, все гораздо сложнее, гораздо. Но все лавры в конце - у Табакова. Его ювелир ведь еще и умирает в конце, тут не хочешь, а прослезишься. И неистово начнешь аплодировать, когда он выйдет, живой(!!!) на поклоны. И это уже отдельный спектакль был, когда половина театра устремилась к сцене благодарить и чествовать, а оставшиеся все разом встали и хлопали, и хлопали, и хлопали.
Нет, что говорить, заслужил.
И вот на этой моей восторженной волне, через некоторое время, доносятся слухи о том, чтО мэтр сказал про культуру первостепенную, и культуру "поплоше".
Первое мое было - "не верю". Мало ли что наврут и исказят.
Потом услышала сама эту запись. Боже мой, он выжил из ума, что ли, окончательно? Может быть, он сейчас скажет "извините, погорячился, был не прав"?
Нет, не сказал, чем оттолкнул от себя много порядочных людей.
Ну что ж, большой актерский талант не всегда предполагает душевную чуткость и понимание, увы.
Я не буду бросать в ОлегПалыча камней. В каждом есть ангел белый и ангел черный. Время все рассудит.
Безусловно, что он щедр на добро, и много тому свидетельств. И оно перевешивает нечто, так скажем, необдуманное.
Очень советую тем, кто еще не видел посмотреть "Олег Табаков. В поисках радости" в пяти вечерах (даю ссылку на первый
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32040/episode_id/252322/)
А еще послушать прекрасную "Анну Каренину", где он читает текст от автора и за Каренина
http://audioknigi.club/lev-nikolaevich-tolstoy-anna-karenina