ALVINO REY - steel guitar/retro/swing/easy listening/comedy/USA

Mar 05, 2013 22:13



Наверное, многие любители канадской инди-рок-группы Arcade Fire были в свое время удивлены мрачным названием их дебютного альбома - "Похороны". Оно было инспирировано смертью в том же году 95-летнего Алвино Рэя, родного дедушки двух музыкантов этой группы - Win & William Butler.

ALVINO REY (урожд. Алвин МакБёрни, 1908-2004) - фигура историческая не только для Америки, но и для всей современной музыки вообще. Легендарный популяризатор педальной слайд-гитары в современной музыке, он со временем стал именоваться не иначе как King of guitar, либо Father of the pedal steel guitar.
Получив в подарок банджо в 10-летнем возрасте, уже с 12 лет Алвин начал изучать гитару, слушая записи "отца джазовой гитары" Эдди Лэнга и "струнного чародея" Роя Смэка (со Смэком, кстати, он позже изучал гитару уже контактируя лично).

В 15-летнем возрасте Алвин изобрел электрический усилитель для гитары (это было в 1923 г.), но, правда, не позаботился о патенте, хотя и запатентовал уже в дальнейшем более поздние модификации. Усилители для акустических инструментов были хобби для Рэя-подростка, и начал он со своего банджо. Эти эксперименты не остались незамеченными: в 1935 г. корпорация Gibson пригласила его для разработки прототипа звукоснимателя для первой электрогитары фирмы Gibson - ES-150. Этот прототип до сих пор хранится в музее Experience Music Project в Сиэттле (известном также как Hendrix Museum).

Начиная с 19 лет Алвино Рэй стал выступать в составе различных оркестров, у Ива Джонса на банджо и в оркестре Фила Спитални на электро-гитаре. В 1939 г. он вместе со своей женой Луизой (одной из участниц вокального квартета The King Sisters) стал использовать специальный угольный микрофон, разработанный для военных летчиков, для модуляции звука своей электрической гитары. Луиза при этом стояла за занавесом и пела параллельно основной гитарной партии. Этот двойной эффект был назван "поющая гитара", по-хорошему шокировал публику и стал позже известен как Sonovox (здесь можно упомянуть еще и другого именитого мастера педальной слайд-гитары Пита Дрейка, который, в свою очередь, снискал популярность, напоминая публике и модернизируя звуковые экспериментальные приемы Рэя - его альбомы выложу попозже). Спустя годы это изобретение стало одним из вдохновляющих факторов зарождения и развития музыкального направления space age pop.

В конце 30-х Алвино Рэй собирает собственную группу с участием The King Sisters и Frank DeVol. Вообще, редкий случай для эпохи биг-бэндов, когда коллектив группируется вокруг фигуры соло-гитариста. В течение трех лет группа Рэя работает "домашним" оркестром на радио, список коллабораций большой и звездный - Johnny Mandel, Paul Fredricks, Skeets Herfurt, Neal Hefti, Dave Tough, Mel Lewis, Don Lamond, Andy Russell, Alfred Burt, Nelson Riddle, George Handy, Billy May, Ray Conniff и прочие. В 41-м году Рэй & Ко принимают участие в концерте Dinah Shore в Нью-Йорке, после чего их известность резко идет вверх и группа становится одним из наиболее популярных американских коллективов - постоянные попадания в Топ-10 чартов, приглашения в Голливуд.

В 1942 г. американский музыкальный профсоюз накладывает запрет на производство записей для многих коммерческих исполнителей, пытаясь таким образом бороться с рекорд-лейблами за повышение роялти. Этот запрет также называли Petrillo Ban, по имени новоизбранного главы профсоюза Джеймса Петрилло (какая звучная фамилия!). Это возможно, не ахти как страшно, но вот википедия сообщает, что в результате этих ограничений весь оркестр Рэя пошел работать на авиационный завод, и сам Алвино устроился слесарем-механиком. Группа тем временем распалась. В 1944 г. в возрасте 36 лет он поступил на службу в ВМС США, стал заниматься техническим обслуживанием радаров, попутно возглавляя местный оркестр Radio Chicago Orchestra.

В 45 г. Рэй уволился, сразу собрал новый оркестр, подписал контракт с Capitol Records и выпустил в свет популярный хит "Cement Mixer", кавер-версию на Слима Гэйлларда. Этот коллектив просуществовал успешно пять лет, после чего в течение 50-х годов Рэй вступал во временные коллаборации с небольшими коллективами. В конце 50-х он развил бурную деятельность, упражняясь в никак не свойственных ему ранее стилистических областях.

Некоторые источники также сообщают, будто Алвино Рэй стал мормоном по причине женитьбы на Луизе Кинг в 1937 г. Однако другие возражают им, что в лоно Церкви Иисуса Христа Святых последних дней они были приняты никак не ранее 1969 г.




Пара компиляций классического периода эпохи свинга. Пересекаются только в одном треке, одна из них - ретроспекция за все сороковые годы, другая - записи, сделанные в 1946 г. с добавлением бонуса из 1941-го.




Easy Listening
Instrument: Guitar
Jazz: Big Band
Retro
192-256 kbs





Начало 60-х годов - эпоха easy listening, чем активно и занялся Алвино Рэй, выпуская актуальные по стилистике альбомы. Кстати, не такой уж типичный случай для винтажной джазовой звезды, разменявшей шестой десяток. Но Рэй всегда был инноватором, что и здесь чувствуется особенно.






Easy Listening
Lounge
Instrument: Guitar
Jazz: Swing
Pop: Orchestral
192-320 kbs
Архив из 5 альбомов
http://rusfolder.com/35328232











Этот феерический проект стоит отметить особо. Ira Ironstrings - мистификация под псевдонимом, предпринятая Алвино Рэем в 1958-1962 г.г., чья дискография включает 7 альбомов. Причем его инкогнито для многих сохранялось очень долго.
Это был ностальгический диксилендный проект с обращением к стилистическим фактурам 10-х-30-х годов (эпохи рэгтаймов, фокстротов и проч.), а также джазовым стандартам и популярным пьесам, соответствующим образом стилизованным, но записанным, разумеется, современными средствами. Причем настрой был явно шутливый, кажется, что Алвино Рэю хотелось вдоволь покуражиться и, не стесняясь ничем, не тяготясь своим статусом легенды американского джаза, посмеяться от души (что легко понять, глядя на названия и оформление альбомов). Для чего ему и понадобилась эта мистификация.




Но желание конспирации - лишь половина правды на самом деле. Проект этот был задуман Рэем совместно с Джимом Конклингом, его свояком (который тоже был женат на одной из участниц The King Sisters), и по совместительству - президентом молодой, только что (в 1958 г.) образованной компании Warner Brothers Records. А поскольку под своим именем Алвино Рэй был подписан на Capitol Records, выпускаться иначе как под псевдонимом на Warner Brothers было невозможно. Именно этот решающий фактор затруднял идентификацию. А разгадки жаждали все, особенно представители музыкальной индустрии, явно ощущавшие руку большого мастера в игре музыканта, и тяжело мирившиеся с фактом такой удачной конспирации со стороны Warner Brothers, для которой, кстати, пластинки Ira Ironstrings служили отличным подспорьем и были в числе самых первых бэст-селлеров. В аннотациях на задних обложках рецензенты Warner Brothers постоянно подпитывали интерес к загадке и постебывали публику, жаждавшую демистификации.

На слух современного среднестатистического обывателя ирония Ira Ironstrings, конечно, слишком изящна. Ну, типа, ретро и ретро. Для ее полноценного восприятия необходимы две вещи: 1) тонкое понимание джазовой культуры, 2) чувство юмора. Если чего-то одного не хватает - Ira Ironstrings пройдет мимо. Некоторые альбомы носят концептуально-тематический характер: крисмас, чарльстон, военные марши и польки (такой материал требует определенного эстетического чутья, разумеется).
Хотя порой Ira Ironstrings предлагает и вполне себе такой сочный, толстый троллинг, который заставит улыбнуться любого.



Примечания.
1. В записи диска "Together For The Last Time... Vol. 1" принял участие виртуозный рэгтаймовый пианист Луи Буш, выступавший под псевдонимом Joe "Fingers" Carr.


2. Из семи альбомов пара обнаружена лишь в качестве 64 kbs. Хотя звучат они для ознакомления на небольшой громкости вполне сносно, разве что высокие частоты из-за низкого битрейта приглушены. При желании вы можете приобрести их на амазонах-айтьюнсах за денюшку (там наверняка качество получше).
3. Destroys The Great Bands - это компиляция из треков, которые есть на прочих альбомах, но в свете того, что имеем, она небесполезна - некоторые треки в отличие от номерных альбомов в ней представлены в стерео-варианте и с большим битрейтом.

Архив из 8 альбомов
http://rusfolder.com/35328233http://rusfolder.com/35328233
64 kbs, 160 kbs, 192 kbs, VBR (~200 kbs)

Comedy
Easy Listening
Instrument: Guitar
Jazz
Jazz: Big Band
Jazz: Classical
Jazz: Dixieland
Jazz: Pop
Jazz: Ragtime
Jazz: Swing
Retro

mp3 download

Previous post Next post
Up