Великий Шёлковый Путь
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Вели́кий Шёлковый Путь (термин введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году) - в древности и средние века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. Открыт во II веке до н. э. Вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная - мимо озера Лобнор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда - в Парфию, Индию и на Ближний Восток.
Энциклопедия «Кругосвет»:
Путь от Восточного Средиземноморья до Китая и обратно занимал обычно несколько лет. Многие погибали в дороге от болезней, непривычного климата, нападений разбойников или произвола правителей.
Сами купцы стремились для минимизации опасностей заниматься коммерцией не в одиночку, а конфессионально-этническими группами. Чтобы защищаться от грабителей, купцы отправлялись в опасный путь от города до города крупными караванами, состоящими из сотен и тысяч вооруженных людей. Известно, например, что при Тимуре, когда караванная торговля уже клонилась к упадку, в Самарканд раз в год приходил караван из Китая в 800 вьючных животных.
Платой смельчакам была очень высокая прибыль. Средневековая арабская поговорка гласила, что купец едет из Аравии в Китай с тысячей дирхемов, а возвращается с тысячей динаров (динар равнялся примерно 20 дирхемам). Опасаясь за свою жизнь, однако, купцы редко проходили Великий шелковый путь из конца в конец (как Марко Поло); чаще они меняли свой товар в каком-то из промежуточных торговых городов.
Итак, путь из Византии (например) до Китая занимал: 10тыс километров : 30км (дневной переход каравана верблюдов)=333дня. Это если без задержек. В общем - год туда, год назад. Минимум. Два года, не слезая с верблюда, через пески, зной и опасности, от оазиса к оазису. Купец со своим родственником, парой десятков верблюдов и несколькими наемными погонщиками. С товаром и деньгами. Дома осталась семья, дети, базар с ларьками и лотками, весь бизнес оставлен на жену и родственников, которые мечтают стать сами хозяевами. А купец на несколько лет в бизнес-тур, из которого можно и не вернуться, чтобы получить прибыль 2000%. В караване еще несколько таких же команд. Народу много, чтобы отбиться от разбойников. Но, ведь это все конкуренты! Чем их больше, тем выше закупочные цены и тем ниже продажная цена товара дома. Поехать бы одному, но риск не вернуться слишком велик. Небольшой караван - лакомый кусочек для разбойников. Захватив его, можно с выгодой продать верблюдов, товары, людей в рабство, а деньги сразу поделить. (Какой Китай, вот рентабельность!).
Слишком опасный бизнес-проект. Я бы не взялся. А расходы?! Два с лишним года надо что-то кушать самому и кормить компаньонов и верблюдов (впрочем, говорят, их не надо кормить, они сами едят, верблюжью колючку, кажется). Платить таможне, чиновникам взятки, за транзит в оазисах, за гостиницу, командировочные своим менеджерам-погонщикам верблюдов, штрафы за нарушение норм морали во время отдыха в оазисных мотелях, прочие непредвиденные и представительские расходы...А налички где сразу столько взять? Изъять из оборота или взять кредит в банке у Мусы ибн Дауда под 20% в год? А риск?!
Не...Так далеко я не поеду. Нереальный какой-то проект. Окупится ли?..
А была ли необходимость ехать за шелком или еще чем-нибудь так далеко и надолго? Зачем ехать за шелком в Китай, когда его можно купить в соседнем городе?
Представьте, что между городом "А" в Европе, где я имею небольшой гешефт, и городом "Z" в Китае, где производят товары, которыми я торгую, находится большое множество всяких городов и городков. A, B, C, D... ... ... X, Y, Z. Эти города находятся друг от друга на относительно небольшом расстоянии ( день-два пути, может чуть больше). Эти города активно общаются между собой, сносятся, ведут торговлю. ВСЕ товары в этих городах имеются в наличии ВСЕГДА и ОДНОВРЕМЕННО. Рынок насыщен. Как только какого-то твара в городе "С" становится меньше , он дорожает и СТРЕМЛЕНИЕ ЗАРАБОТАТЬ заставляет купцов съездить в соседний город "D", закупить там товар (там его в избытке и он дешев) и привезти его домой и восполнить дифсит. Так происходит автоматически по всей цепочке от "А" до "Z". Что-то типа дырочной проводимости в электричестве. (Электрики, простите!..). Конечно, разница в цене между пунктами "A" и "Z" будет, но не в 2000 % же ж.
Я считаю, понятие "Великий шелковый путь" искусственное и надуманное. Реалии современные перенесены в глубокое прошлое. Великий шелковый путь похож на обустроенную магистраль типа "Москва - Минск", с мотелями, кафешками, заправками и прочими оазисами.
Не было "Великого шелкового пути", но было множество торгуюших городов, множество дорог с торговыми караванами, движущимися во многих направлениях. И было так до тех пор, пока не изменился климат, и зеленые ландшафты не сменились знойными пустынями. Земли обезлюдели, жизнь чуть теплится в оазисах. Какие тут шелка да нефриты...