"Как тебя, Ахтубинск, можно не любить?!"
Уважаемые читатели, подписчики, друзья нашей газеты!
В декабре текущего года нашему с вами городу исполнится 55 лет. Предлагаем вам принять участие в конкурсе «Юбилей Ахтубинска». Давайте вместе вспомним, как Ахтубинск рос, хорошел, строился. Давайте вспомним, какие люди внесли свой вклад в развитие и благоустройство города. Присылайте, приносите в редакцию свои воспоминания, заметки (желательно - на электронных носителях, но можно и рукописные) и, конечно же, фотографии прошлых лет. Справки по телефонам редакции: 5-17-47, 5-26-49.
Сегодняшний материал - своеобразный, очень интересно написанный отклик на статью «Ахтуба: по следам исчезнувшего времени» Зои Хусановой. Валерия Бредиса, автора публикации, в Ахтубинске знают, как человека неравнодушного, любящего природу,талантливого фотографа. Спангенберг - один из самых любимых его писателей, а книга «Записки натуралиста» - настольная книга Валерия Ивановича. 3 октября Валерий Бредис отмечает свой юбилей - 70 лет со дня рождения. Встречает он его в отличной форме. Мы поздравляем Валерия Ивановича с этой датой и с первой публикацией в нашей газете.
Вечером 17 сентября 1966 года я, молодой лейтенант, подъезжал к месту службы, к Ахтубинску. В вагоне было много военных, возвращавшихся из отпусков. У меня в направлении было записано: «в распоряжение Финогенова» и мне не терпелось узнать - куда же еду, и что это за полигон? Но кого я ни спрашивал, все молчали, как партизаны. Владимировка встретила меня музыкой. В парке играл духовой оркестр. Вечер был очень теплый и музыкантам подпевал хор цикад.
От вокзала до гостиницы «Волга» меня проводил один из моих спутников, а здесь уже ждали меня друзья по училищу. А еще через день машина увозила меня к месту службы, в Тургай.
Через девять лет я опять летел в Ахтубинск, теперь уже после окончания высшего военного училища, где меня ждала очень интересная работа и служба. И было еще одно дело, которое хотелось претворить в жизнь.
Летом 1954 года мой отец участвовал в пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Латвии в Риге, который проводил Н.С. Хрущев. В то время было принято привозить делегатам на продажу редкие и ценные книги. И вот отец купил нам с братом подарок - книгу Евгения Спангенберга «Из жизни натуралиста». Мы зачитывались этой книгой. Вместе с автором охотились за дикими камышовыми котами, карабкались по скалам, чтобы увидеть красных волков, ловили уларов в горных долинах, и шагали по бесконечным степям Нижней Волги и пустыням Средней Азии. Мы жили тогда на хуторе, и природа буквально стучалась к нам в окно. В саду скворцы кудахтали, как курица, снесшая яйца. На новый год ночью к нам в окно заглянул волк, и мы остаток ночи просидели, вооружившись папиным охотничьим ружьем. Все, о чем мы читали в книге, было созвучно с нашей жизнью и чувствами.
Перечитывая в очередной раз книгу Спангенберга, я обратил внимание на строки, где он пишет, что детство провел в железнодорожном поселке Ахтуба, затерянном в степях Нижнего Поволжья. Теперь это один из микрорайонов Ахтубинска. Мне хотелось найти тот дом из красного кирпича, недалеко от станции Ахтуба, где он всей детской душой и на всю жизнь полюбил нашу природу, узнать о судьбе большого друга маленького Жени Спангенберга - одноглазого старика Хованского.
Прошли годы. Меня не оставляла мечта узнать больше о судьбе автора книги.
Валерий Бредис в молодости
Семья Спангенбергов могла могла жить в этом особняке из красного кирпича или в этом. Других старинных краснокирпичных домов в ахтубе нет.
Долгое время я не знал, что мой двоюродный брат в годы учёбы в МГУ лично знал Евгения Спангенберга, работавшего тогда в музее университета. Брат с детства любил северную тайгу, озера и всю живность, обитавшую там. Поэтому, когда надо было выбирать место учёбы, он выбрал биофак МГУ. Потом работа на Камчатке в ТИНРО, защита диссертации. И не малую роль в его судьбе сыграли книги Спангенберга и его авторитет.
В 1995 или 96 году под Сокрутовкой были найдены кости мамонта и древних буйволов и меня попросили отвезти их в Астраханский краеведческий музей для специальной обработки. Здесь я познакомился с таксидермистом Владимиром Ильичом Головачёвым, работавшим в мастерской, где он делал чучела птиц и животных. Мы разговорились, и у нас нашлось много тем, интересовавших обоих. Владимир Ильич часто бывал в Нижнем Баскунчаке, на горе Богдо, в пещерах, очень беспокоился о природоохранных работах в балках в зоне заповедника. Владимир Ильич, когда был молодым, часто ездил в экспедиции вместе с учеными и лично хорошо знал Евгения Спангенберга. Рассказал он и о трагической гибели Евгения Павловича, похожей на гибель писателя Хемингуэя. Когда Спангенберг постарел, ослабел и не смог выходить на природу, ездить в экспедиции, он, закрывшись в комнате, застрелился из своего охотничьего ружья. Владимир Ильич показал мне письмо от Евгения Спангенберга, в котором писатель-натуралист просил друга найти гнезда некоторых птиц для его коллекции, которую он собирал всю жизнь. Сейчас эта коллекция хранится в Зоологическом музее МГУ.
Я считаю, что жители города, молодежь, должны знать о Евгении Спангенберге, так любившем нашу Ахтубу.
Хорошо бы назвать одну из её улиц его именем, школе или библиотеке Ахтубы присвоить имя знаменитого писателя-натуралиста.
Евгений Спангенберг
Валерий Бредис, ветеран Вооружённых сил, подполковник в отставке
При копировании материалов активная или неактивная ссылка на блог обязательна.