Ахтуба: по следам исчезнувшего времени

Oct 06, 2014 12:29




"Как тебя, Ахтубинск, можно не любить?!"
Уважаемые читатели,  подписчики, друзья нашей газеты!
В декабре текущего года нашему с вами городу исполнится 55 лет. Предлагаем вам принять участие в конкурсе «Юбилей Ахтубинска». Давайте вместе вспомним, как Ахтубинск рос, хорошел, строился. Давайте вспомним, какие люди внесли свой вклад в развитие и благоустройство города. Присылайте, приносите в редакцию свои воспоминания, заметки (желательно - на электронных носителях, но можно и рукописные) и, конечно же, фотографии прошлых лет. Справки по телефонам редакции: 5-17-47, 5-26-49.


По редакционным делам колесили мы как-то по Ахтубе. Долго не бывавшая в этом районе, я многого не узнавала. Что-то поменялось в лучшую сторону, что-то в худшую. Назойливо лезли в глаза новоделы - магазинчики с аляповатыми вывесками, дома - новостройки. Хоть и хорошие, просторные,  но всё же лишённые индивидуальности, похожие: сайдинг, пластиковые окна, металлочерепица. С большей нежностью отношусь я к домам старой Ахтубы, возраст которых подходит к вековому, а в некоторых случаях уже перешагнувший эту черту.



Учитель Александр Юртайкин

Особый район
К Ахтубе у меня с детства отношение особое. Я, как и моя мама, Надежда Григорьевна Камнева, родилась в Ахтубе, в родильном отделении скромной железнодорожной больницы, построенной ещё до революции 1917 года. Кстати, корпуса этой больницы целы и поныне, правда, в сильно измененном виде - их отдали под жильё. По Ахтубе состоялась моя первая «прогулка», когда родители несли меня домой. Думаю, именно поэтому у меня особая привязанность к этому району. У старых зданий могу стоять долго, поглаживая руками стены, любуясь деревянной резьбой и ажурной кирпичной кладкой.Точной даты основания посёлка никто не знает. Но всё изменилось с постройкой солевозной железной дороги Нижний Баскунчак - Владимировская пристань протяжённостью 72 версты. Её открыли в 1880 году. Несмотря на то, что была дорога самой короткой из всех казённых дорог России, она считалась наиболее важной во всём Среднем и Нижнем Поволжье. Целью строительства дороги было увеличение объёмов перевозок соли с озера Баскунчак, её удешевление, быстрота доставки. Главными станциями считались Владимировская пристань и Баскунчак, промежуточными - Солончак, Кочевая и Ахтуба. Именно в Ахтубе расположилось Управление железной дороги. Начальником дороги до 1904 года был инженер путей сообщения Николай Иванович Крылов, а с 1904 по 1917 - инженер К. Яковлев. При Управлении дороги открыли паровозное депо, начальником которого был некто Плятер. Говорят, он имел графский титул и вздорный характер - за малейшее нарушение мог ударить рабочего. Контору пути возглавил князь Дадиани, постоянно обсчитывавший рабочих. За порядком на станции следил вахмистр Похунов. Жизнь посёлка оживилась, началось строительство железнодорожной ветки Астрахань-Саратов, люди шли в Ахтубу, чтобы получить работу. Из разных концов России сюда направляли специалистов - инженеров-путейцев. Приехала в начале девятисотых в Ахтубу и семья инженера Павла Спангенберга, принимавшего участие в строительстве многих отечественных железных дорог. И кто бы мог тогда подумать, что один из его сыновей, Женя, ставший в последствии известным зоологом, орнитологом -натуралистом, автором научно-художественных книг (самая известная, выдержавшая 15 изданий и переведённая на многие иностранные языки - «Записки натуралиста») напишет о нашей Ахтубе, где прожил ребёнком несколько лет!

Спангенберг и Ахтуба
Я стою у дома смотрителя биржи Силкина, поглаживая дубовые стены и глядя на резные наличники. Дому 110 лет. За все годы своего существования он сменил двух хозяев - построившего его Силкина и семью Ивлиевых. Об этом мне рассказала наследница дома, Антонина Павловна Пряничникова, давно разменявшая восьмой десяток. Меня осенило: год постройки дома - 1904-й. В это время Спангенберги уже жили в Ахтубе. Причем где-то рядом - вокруг станции строились дома для железнодорожников. Значит, будущий учёный Евгений Спангенберг, родившийся в 1898, 5-6 летним мальчиком вполне мог наблюдать за постройкой этого дома, ходить мимо него. А вот в каком именно доме жила семья Спангенбергов, увы, теперь не узнаешь. Хотя немало их, к счастью, сохранилось до наших дней на улицах Почтовой и Котовского. В кирпичном особнячке по Котовского 20, к примеру, жил начальник станции Крылов, затем другие начальники.
Из книги Е. Спангенберга «Записки натуралиста»:
“Из многолюдного, большого города наша семья переехала на маленькую железнодорожную станцию, затерянную в степях Нижнего Поволжья. Вот в моей памяти со всеми подробностями встает небольшой железнодорожный поселок - Ахтуба. Среди безбрежных степей ахтубинские сады были настоящим оазисом - весь железнодорожный поселок утопал в зелени. Белые акации, сирень, черешни, вишни и яблони скрывали здания, их ветви настойчиво лезли в окна.
В километре от станции Ахтуба протекал рукав Волги. В его пойме водилось много уток и куликов, встречались долговязые цапли и другие птицы, в том числе замечательно красивые сизоворонки.
Птицы гнездились в степных оврагах и в обрывистых берегах реки, где выкапывали глубокие норы, или заселяли дуплистые ветлы, поднимавшиеся среди речного разлива”.Птицы, собаки, охота, куда Женю отец брал с шестилетнего возраста - всё это было любимо мальчиком.
Есть в книге и упоминание про железнодорожный мост, связывающий Ахтубу с Петропавловкой. Проект строительства этого моста утвердили в 1905. Пущен в эксплуатацию он был в 1912. Теперь перевозка соли на Владимировскую пристань не зависела от времени года (когда соль подвозили к пристани в заречье баржами, на зимний период, период ледостава, перевозки прекращались.)



Учёный, писатель-натуралист Евгений Спангенберг
Учитель Юртайкин и другие
Когда Ахтуба стала железнодорожной станцией, здесь открыли двухклассную школу. В 1899 году её перевели в новое здание (сейчас ему 115 лет). Директором школы был назначен Александр Егорович Юртайкин. Закон Божий преподавал священник Пётр Диаконов. В скором времени в школе прошла реорганизация - вместо двухклассной она стала пятиклассной, и не обычной школой, а, как сейчас говорят, профильной-железнодорожным училищем. Выпускники школы получали профессию, нужную на железной дороге - телеграфиста, конторщика.
В России назревало революционное движение. Коснулось это и станции Ахтуба. В январе 1905 здесь была создана социал-демократическая ячейка из шести человек: Алексей Волков, Семён Фёдоров, Иван Морозов, Пётр Пилевин, Иван Дубкин, Пётр Ивлиев. Ячейка вела пропагандистскую работу среди рабочих, распространяла нелегальную литературу. Она поступала из Саратова и Астрахани в посылках вместе с учебниками для железнодорожного училища. Прокламации перепечатывали на гектографе и с машинистом Фёдоровым передавали на Нижний Баскунчак и на Владимировскую пристань. Рабочие станции вели борьбу за 8-часовой рабочий день, увеличение заработной платы, свободу слова….А впереди нашу Ахтубу ждали революция и гражданская война.



Здание железнодорожного училища (1899 )



Особняк начальника станции

Сергей Киров приезжал на станцию в сентябре 19-го года
К лету 1919 года пламя гражданской войны охватило Астраханский край. Белая армия - части третьей Кубанской дивизии генерала Мамонтова начали наступление на Владимировку. Главной целью было: занять железнодорожную ветку Владимировка - Верхний Баскунчак. Завязались жестокие бои, но силы были неравными. Владимировку и Ахтубу пришлось сдать врагу. В дни жестоких боёв на станцию Ахтуба были поданы вагоны, в которых разместили людей, подлежащих эвакуации. Это были семьи активистов, дети, женщины, старики. Но вывезти людей не успели. На участке железной дороги Харабали - Эльтон в это время курсировал бронепоезд Астраханской группы войск. Команда бронепоезда получила боевой приказ: вывезти из занятой белыми Ахтубы эшелон. Бронепоезд ворвался на станцию, подцепил эшелон. Освобождены были и 18 железнодорожников, запертые в депо. Их приговорили к расстрелу за то, что они отказались перевозить белых. Под огнём противника бронепоезд покинул станцию.
Боевыми действиями на фронте и в тылу руководил Сергей Миронович Киров. 19 сентября 1919 года он приехал в Петропавловку, где провел совещание в здании сельсовета. Обсуждались вопросы военного положения, продразвёрстки, борьбы с контрреволюцией. Затем Киров прибыл на станцию Ахтуба, где проверил состояние лазарета. Там лежали раненые и больные тифом красноармейцы.

История братской могилы
Летом 1918 года прибыл на станцию бронепоезд, команда которого состояла из бакинских рабочих. Машинистом был И.В. Белышев. В Ахтубе в состав команды влился доброволец Василий Бабичев. Бронепоезд курсировал по маршруту Ахтуба - Джанибек, вывозя отряды красногвардейцев при внезапном нападении белых. Во время одного из ожесточённых боёв за Ахтубу был разбит прожекторный вагон. Погибли пулемётчик Сучков, рабочий Сыроватский, ещё несколько человек, имена которых остались неизвестны. Похоронили их в братской могиле в центре посёлка. Позже, в 1921 году в могилу подзахоронили тело комсомольца Сергея Гончарова, умершего от холеры. Сейчас скромный памятник на могиле времен гражданский войны можно увидеть, придя в парк Ахтубы - тот, в котором находится здание городской библиотеки №2.
* * *
Прошли - пролетели десятилетия. Изменилась Ахтуба. И всё же следы исчезнувшего времени можно найти, если внимательно оглядеться вокруг. Старые здания. Сколько помнят их стены! Только подумайте - некоторые дома видели и Спангенберг и Киров! Самыми почтенными по возрасту являются здание бывшего железнодорожного училища, дом №1 по улице Почтовой (дом Силкина, постройки 1904 года), дом №5 на этой же улице, постройки 1881 года. Сюда же можно отнести и«каменнокружевной» особняк на Котовского 20, но, к сожалению, точный год постройки его неизвестен. Запоминайте, фотографируйте - пройдёт ещё несколько десятилетий и безжалостное время сотрет последние следы тех бурных лет. А знать прошлое необходимо, чтобы ещё больше ценить настоящее.



Дом Силкина (1904 )

Подготовила Зоя Хусанова, Ахтубинская правда

При копировании материалов активная или неактивная ссылка на блог обязательна.

Александр Юртайкин, Ахтубинск, Антонина Пряничникова, Павел Спангенберг, дом Силкина, железнодорожное училище, Ахтуба, Владимировка, Зоя Хусанова, Верхний Баскунчак, Сергей Киров, Евгений Спангенберг, железная дорога, Николай Крылов, Надежда Камнева

Previous post Next post
Up