Я попытался в очень общих словах, попробую поконкретнее. :)
У Фуко есть статья, называется "Что такое Просвещение?", года аж 1984 вроде, то есть совсем позднее
Там он пишет о том, что распространенное историческое самосознание на Западе - это модерн, а потом темный, страшный и совсем уже непонятный постмодерн. И, в приципе, пытается опровергнуть эту "позицию", ставя против этого критическое отношение к собственной исторической роли (чуть Identität не написал, было бы вернее). Т.е., исследование человека не с точки зрения эссенциалистической антропологии (в этом смысле да, "релативизм"), а с точки зрения его историчности. Начало такого отношения к себе в философии Фуко видит в известной Кантовской статье с тем же названием.
И в этом свете я и пытаюсь читать так называемых "пост-модернистов"
А вообще, про философию и смерть - это же Платоновский Федон, и там эта смерть тесно связана с идеей бессмертия души и философии, как заботы о душе. Т.е., смерть не воспринимается, как уничтожение - не знаю, что Вы подразумевали. Забота о себе, в свою очередь - одна из центральных тем философии Фуко (Делеза тоже, между прочим) и даже этой самой статьи. Вот Вам и та самая смерть. :)
благодаря нескольким статьям и произведениям у меня сложилось именно обозначенное выше мнение. Любой текст как игра дискурса... Язык как фашистская система... Недоступность истины... Чёрт его знает, может ошибся...
Ну, ясен пень, все это есть. И ясно, что то, как я все это читаю - просто интерпретация, причем довольно дерзкая, скорее всего. Но я философию вообще воспринимаю, как нескончаемый текст. Это не мое, конечно, это Гегель еще, в принципе. Вот такое и мое мнение по поводу пост-модерна: Весь радикализм того же Делеза политической натуры, а если отследить истинно философский путь (ведь не одинаково же я читаю теоретические пассажи и отсылы к политическим событиям того времени у Платона - хотя вторые и важны для понимания первых), получается нескончаемая работа над собой. То, что она нескончаема, связывает ее не со смертью философии, а с ее историей. В том, что она объявляет свою собственную нескончаемось, заключается весь этот радикализм формы, про который сейчас вот так шумят. Это не делает философов банальными, но и убийцами философии - тоже нет.
Кстати, я сейчас как раз пишу про "человек умер" у Фуко. Пишу про искусство, думаю как раз встроить красивую фразу про то, что искусство бесчеловечно. :)
Нескончаемый текст, не спорю. Разумеется, радикализм - явление в философии временное. Смерть философии невозможна по определению (хотя есть недалёкие авторы, которые упрекают постмодерн в убийстве философии).
Всё развитие - некая спираль отрицания отрицания. Вот и провозглашают сейчас after-postmodernism, где и субъекта невинно убиенного воскрешают.
про искусство можно писать отдельно. Искусство нужно нам, чтобы мы не умерли от правды)
Ладно, закругляемся на сегодня. :) А про after-postmodernism не слышал, вернее, слышал, что воскрешают субъекта, но термин - это уже совсем разврат пошел. :)
У Фуко есть статья, называется "Что такое Просвещение?", года аж 1984 вроде, то есть совсем позднее
Там он пишет о том, что распространенное историческое самосознание на Западе - это модерн, а потом темный, страшный и совсем уже непонятный постмодерн. И, в приципе, пытается опровергнуть эту "позицию", ставя против этого критическое отношение к собственной исторической роли (чуть Identität не написал, было бы вернее). Т.е., исследование человека не с точки зрения эссенциалистической антропологии (в этом смысле да, "релативизм"), а с точки зрения его историчности. Начало такого отношения к себе в философии Фуко видит в известной Кантовской статье с тем же названием.
И в этом свете я и пытаюсь читать так называемых "пост-модернистов"
А вообще, про философию и смерть - это же Платоновский Федон, и там эта смерть тесно связана с идеей бессмертия души и философии, как заботы о душе. Т.е., смерть не воспринимается, как уничтожение - не знаю, что Вы подразумевали. Забота о себе, в свою очередь - одна из центральных тем философии Фуко (Делеза тоже, между прочим) и даже этой самой статьи. Вот Вам и та самая смерть. :)
Reply
Reply
Reply
Любой текст как игра дискурса...
Язык как фашистская система...
Недоступность истины...
Чёрт его знает, может ошибся...
Reply
Кстати, я сейчас как раз пишу про "человек умер" у Фуко. Пишу про искусство, думаю как раз встроить красивую фразу про то, что искусство бесчеловечно. :)
Reply
Всё развитие - некая спираль отрицания отрицания.
Вот и провозглашают сейчас after-postmodernism, где и субъекта невинно убиенного воскрешают.
про искусство можно писать отдельно. Искусство нужно нам, чтобы мы не умерли от правды)
Reply
Reply
Leave a comment