Я - парапланерист! Часть вторая

Jul 18, 2011 11:08


De prevol

Но, увы, в среду навалили тучи, небо затянуло, поднялся ветер - нелетная погода. Правда, мы сделали все необходимые приготовления, и разложили парапланы, подготовившись прыгать как только будет окошко в капризном небе. Не все, только первые трое (я опять была третьей).



De prevol

У меня начался мандраж. Одно дело прыгать с надежным Бибу за спиной, а совсем другое дело - делать это самой.


De prevol

Я хоть и хорохорилась, но у меня дрожали руки, а сознание услужливо подсказывало картины катастроф. Ведь я хоть и научилась достаточно стабильно поднимать крыло в воздух, у меня еще случались ошибки. И я была совсем не уверена, что в нужный момент все пройдет как надо.


De prevol

В раскрытом и приготовленном состоянии мы провели около двух томительных часов. Ветер вот-вот собирался измениться на благоприятный, но так и не менялся, в последний момент возвращаясь на совершенно невозможное для новичков направление - в спину.


De prevol

Мне так надоело сидеть на склоне и ждать, что я перестала бояться. Дайте же мне в конце-концов взлететь! Сколько можно! Но - увы. Вместо улучшения небо разразилось громом и мы начали быстренько сматывать удочки - дождь параплану категорически противопоказан, мокрое крыло становится тяжелым и может выйти из-под контроля.


De prevol

И мы отправились в теплое сухое помещение учить теорию. Физику полета, почему параплан летит, как он управляется, и т.д, и т.п. Я воспользовалась моментом и назадавала массу вопросов - ведь я толком ничего не знала о параплане, прежде чем записаться в школу. Вопросы, наверно, казались инструтору глупыми, но он не подавал вида, давая на них подробные и умные ответы.

А можно ли взлетать где попало? А есть ли воздушная полиция? А можно ли летать зимой? А можно ли летать на море?

И Бибу с удовольствием отвечал.

Параплан изначально высокогорный спорт. И нормальный парапланерист - это в первую очередь высокогорный турист, готовый забраться с грузом в 20 кг на какую-нибудь вершину, а там уже разложить крыло и спуститься в удобном креслице. При этом надо быть готовым, что на вершине условия могут оказаться нелетными - и в этом случае спускаться придется не в комбинации "я на крыле", а "крыло на мне" - тащить 20 кг вниз.

Крутой парапланерист это в первую очередь крутой метеоролог. Чем лучше он знает местность, особенности ветра, тенденции в погоде, тем больше у него шансов взобравшись в горы все-таки взлететь.

При этом все равно нельзя взлетать где попало - ты должен знать, где приземляться. Иметь четкий план полета, и всегда, всегда расчитывать скорость снижения, исходя из худших возможных условий, чтобы в нужный момент оказаться над заранее выбранной площадкой приземления. При этом сам полет может длиться очень долго - опытные парапланеристы умеют не только снижаться, но и подниматься, пользуясь восходящими потоками воздуха. Но новичкам восходящие потоки только вредят - это другой уровень владения парапланом.


De prevol

Парапланеризм во Франции почти нерегламентирован. Другими словами, для полетов не нужно иметь никаких специальных документов, никакой лицензии. Получение уровня - дело добровольное. Немного научившись летать уже можно покупать свое крыло и взлетать где угодно - нужно лишь разрешение хозяев взлетной и посадочной полос. Конечно, при этом есть карты запрещенных для полетов зон (как военных) и, априори, нельзя летать над населенными пунктами. Но запреты весьма условны, все это остается неконтролируемым. И, пока парапланеристы не наделали много глупостей, есть шанс, что так все и будет. И под глупостями я имею ввиду не столько несчастные случаи (они реально очень редки), сколько урон третьим лицам. У селян, возделывающих поля, палапланеризм вовсе не вызывает жутких восторгов - эпизодческие промахивания мимо посадочной полосы и, как следствие, приземление в кукурузу или в пшеницу наносят урон посевам. Но пока во Франции парапланеризм - достаточно вольное занятие. Чего нельзя сказать о наших соседях - Германии или Швейцарии. Так что в горах надо быть внимательным - граница близка, и на той стороне можно поиметь неприятности без специального разрешения на полеты.


De prevol

Параплениризмом можно заниматься круглый год. Зимой даже предпочтительнее - меньше восходящих потоков, полет становится более предсказуемым. Одно из возможных использований параплана - для преодоления расщелин на лыжах. Речь идет, конечно, о внедорожных лыжах, а не обычных горных. В этом случае важнее быть хорошим лыжником, чем хорошим парапланеристом - полеты несложные. Но в принцие летать можно где угодно и когда угодно - если есть даже небольшая вершина, уже можно взлететь. Главное знать, куда приземляться. Сам Бибу летал даже в пустыне - правда, там они выкручивались ручной тягой, запуская параплан, как воздушного змея. Им быстро надоело - очень уж морочливо.

Парапланеризмом можно заниматься с достаточно юного возраста, лет с 12-ти. Я видела парапланериста лет 12-ти и лично знакома с 14-летним. Парапланом можно заниматься даже в инвалидной коляске - правда, нужна помощь для взлета. Посадка же проходит, как правило, даже легче, чем на ноги.

И еще очень много умных ответов на глупые вопросы - так что если вы хотите что-то спросить, спрашивайте. Поскольку времени из-за непогоды у нас было много, а Бибу - любитель поговорить, я, возможно, знаю ответ. Бибу, к слову, самый матерый из инструкторов клуба.


De prevol

Имеется ввиду, что он единственный имеет вторую степень диплома параплана. Но это ничуть не умаляет заслуги других мониторов, просто Bees Parapente 2° имеют всего несколько человек во Франции. Но что его сильно выделяет в клубе, это его чутье погоды и интуиция. Он очень редко ошибается в прогнозах и ему всегда можно доверять, если он говорит что "летает" или "не летает" - матерость зарабатывается разумной осторожностью.


De prevol

На следующий день мы собрались на час раньше обычного. Бибу боялся, что в Сант-Илэр будет нелетно, придется ехать в другое место. И он, как всегда, оказался прав. Северный ветер делает взлетную площадку в Сант-Илэр совершенно непригодной для полетов. Мы отправились в Монламбер - как объяснил Бибу, это уникальное место, где летная погода всегда, даже в северный ветер.


De prevol

Правда, мы там рискуем оказаться в теплой компании, т.к. туда сейчас устремятся все парапланеристы, ибо все остальные взлетные закрыты. И так и есть, на горе нас ожидало уже десятка два других летунов.


De prevol

Но самое удивительное, что погода была нелетной! Бибу сказал, что это страшная редкость, на его памяти был всего один день, чтобы в Монламбера не было взлета. Нас это, конечно, мало обрадовало - редкость не редкость, но летать-то хочется! Но Бибу не сдавался. Он сказал троим первым приготовиться на всякий случай (как и вчера) и ждать команды. Мы приготовились, и - о чудо! - отрылось окошко! Можно лететеь! Первыми отправились инструктора, которые будут по радио руководить нашей посадкой. А затем мы! Но из всех троих готовой к взлету оказалась только я, и меня отправили первой. В отличие от среды, когда меня бил мандраж, в этот раз я совершенно не боялась - я очень устала ждать полета, я хотела лететь! И взлет прошел как по маслу - крутой спуск обеспечивает почти мгновенное поднятие крыла. Пара шагов - и я в воздухе! Это, конечно очень здорово, первый полет. Меня тут же подхватил по радио Лоик и начал отдавать четкие инструкции что делать. Заставил сделать несколько простеньких упражнений, чтобы почувствовать парапант и приспособиться - все-таки управление одиночным отличается от управления тандемом. Все оказалось так просто, мой рыжий купол слушался меня, как ручной, снижение было плавным, я летела четко куда нужно - ну просто класс, сплошные удовольствия.

Я немного удивилась, что меня уже выводят на посадку - мне казалось, я вполне еще могу заложить один или два виража перед спуском - но инструктору виднее. И действительно, на последних метрах земля начала приближаться просто стремительно. А тут еще надо разгоняться! Но я все сделала, как заведенная - разгон, торможение, посадка. Почти правильно! Только я забыла встать в кресле, и в итоге села на попу. Но это не так важно, главное - сделала первый самостоятельный полет! Потом оставалось только наблюдать, как садятся остальные.

И тут я очень похвалила себя за то, что решила лететь первой. Из-за большого количества желающих летать и из-за страха, что приоткрывшееся метеоокошко сейчас закроется, в воздухе оказалось сразу масса парапланов. Крохотная посадочная (гораздо меньше, чем на других ситах) не успевала освобождаться от парапланов, а на нее уже падали новые и новые. В итоге я имела удовольствие наблюдать все виды ошибок и неправильных посадок: кто-то сел на соседнее поле, кто-то в кукурузу, кто-то подвис на метео столбе, а один так вообще вляпался в деревья, и бедному дереву дорого обошлась такая посадка.


De prevol


De prevol


De prevol

Но наша группа садилась очень хорошо - благодаря Лоику и Оливье, которые прекрасно справлялись с ситуацией отдавали четкие инструкции приземляющимся и благодаря хорошим навыкам (все-таки спортсмены!). Регбисты приземлились как и я, на пятую точку. А остальные так вообще сразу аккуратно встали на ноги, как будто всю жизнь они только и делали, что садились на параплане. Просто трудно поверить, что для них это был такой же первый взлет, как и для меня!


De prevol

Едва приземлившись, мы тут же отправились снова на гору - опять летать! Бибу подхватил мой рюкзах и мне пришлось догонять его бегом по горным тропам - но он торопился разложить мое крыло и быстренько сбросить меня еще раз - чтобы максимально использовать благоприятное метео и мешкающихся внизу конкурентов. В итоге мы успели сделать целых три прыжка, прежде чем отправиться обедать.


De prevol

После обеда опять школа, а вечером поехали в Гренобль смотреть салют - это был День взятия Бастилии, национальный праздник.


De prevol

Сначала играла рок-группа, а потом под их же музыку был почти часовой спектакль огня.


De prevol

image Click to view


Домой я приехала далеко за полночь, а утром надо рано вставать.
(окончание следует)

sport, alpes, parapente

Previous post Next post
Up