Продолжение рассказа про трилогию "Свободного театра" «Зона молчания». Постановка Владимира Щербаня.
1-я часть - "Легенды детства". 2-я часть - "Другие". 3-я часть - «Цифры».
В этой части актеры не произносят ни слова.
На стене отображаются безжалостные цифры белорусской статистики. На белорусском же языке.
Сколько рождается, сколько умирает. Сколько делается абортов. Сколько женщин работает проститутками, сколько -- дворниками. Сколько белорусов погибло на войне, сколько белорусов не имеет своего жилья. Сколько людей в Белоруссии пропадает без вести...
Только цифры, сухие данные статистики.
А перед нами -- покалеченные судьбы людей.
Женщина, сделавшая аборт. Потерянный ребёнок -- лопнувший красный шарик, который она брезгливо загребает детским совочком и выкидывает. Выкидывает -- свое лопнувшее счастье.
Люди, раздирающие друг друга ради заветного ключа от квартиры.
Монстр из железных вёдер с мигающим в темноте носом -- новая атомная станция, которой так "рад" весь белорусский народ.
Мужчины, делающие последнюю затяжку перед тем, как пропасть "без вести".
И старая обувь. Много старой обуви, которую когда-то носили люди. Где они теперь? Где?
В финале -- фамилии известных всему миру людей (актеров, писателей, ученных...), которые имеют белорусские корни. Их так много. Вы удивитесь как их много. Где они теперь? Где?
Фото (с) Свободный театр. Павел Городницкий, Денис Тарасенко, Олег Сидорчик.
Фото (с) Свободный театр.
Спектакль врезается в память, даже куда-то глубже. Боль народа и его жителей. Белорусского ли, российского... Боль одна. Как с нею жить? Как научиться не множить эту боль? Как понять другого, понять себя? Как научиться жить счастливо?
В этом спектакле рассказаны частные истории. Но почему они так цепляют? Я видела как зритель, которого задела какая-то сцена, уткнул голову в ладони своих рук и с силой сжал пальцами лицо. У меня самой несколько раз возникало желание так сделать. Потому что спектакль про нас про всех. Он проникает глубоко и что-то там теребит, вытягивает наружу.
Этот выход на вертикаль, порыв к освобождению -- удивительным образом оставляет зрителей после спектакля с улыбкой на лице. Ведь спектакль тяжелый, очень тяжелый. Но этот груз, который наваливается на тебя, он не давит, он, наоборот, помогает столкнуть какую-то свою тяжесть, освободиться.
Свободный театр, театр освобождения.