В первый вечер нашего пребывания в Минске белорусский «Свободный театр» показал свою трилогию «Зона молчания», с которой объехал почти весь мир. Постановка Владимира Щербаня.
Этот спектакль я смотрела во второй раз. Но в другом составе. Одна из актрис покинула театр по семейным или каким-то иным обстоятельствам. Поэтому спектакль был уже другим. Дело в том, что у «Свободного театра» нет спектаклей в обычном понимании это слова. Когда - вот пьеса, бери свою роль и учи, а если один актер выбывает, другого вводит режиссёр.
Тут тот случай, когда все актёры незаменимы. Потому что в этом спектакле актеры проживают на сцене не чьи-то истории, а свои собственные. Конечно, над спектаклем работали драматурги и режиссёр. Но в основе - личные истории актеров (первая часть спектакля «Легенды детства»), истории реальных «иных» людей, жителей Минска, составленные на основе личного общения актёров с этими неформатными людьми (вторая часть спектакля «Другие»), история Беларуси в шокирующих данных статистики (третья невербальная часть «Цифры»).
Такой своеобразный вербатим, показывающий историю страны и её жителей.
Режиссёр Владимир Щербань предваряет спектакль "Зона молчания".
Перед спектаклем ребята-драматурги спрашивали у меня - что за спектакль, про что и пр. Но я, как партизан, хранила полное молчание, объяснив им, что такое пересказывать нельзя. Спектакль «Зона молчания» говорит за себя сам. И потом, потрясенные увиденным, они сказали, что поняли, почему я молчала.
Поэтому и сейчас не будет подробного пересказа. Лишь некоторые штрихи.
1-я часть - «Легенды детства».
Актриса Марина Юревич в роли учительницы поёт белорусский гимн, с которого начинаются школьные занятия.
Это продолжается вводная часть спектакля.
Олег Сидорчик и Яна Русакевич -- учащиеся обычной белорусской школы.
А дальше я уже не могла снимать.
Потому что начались личные истории актёров, рассказанные на пределе откровенности и нервов.
История про то, как мама умирала от рака, а папа просил Пашу сделать вид, что всё хорошо, что он очень рад получить от мамы в подарок машинку, которую только что ему подарил папа, забывший в своем горе купить еще одну игрушку. И Паша делал вид, что всё хорошо, смеялся и ел вишню. А потом застрял головой в прутьях больничной кровати. И нет выхода, нет спасения. Его, конечно, освободят из плена, но маму в тот день он видел в последний раз...
История про то, как маленькую Яну воспитательница детского сада заставляла стоять голой в детском саду перед мальчиками, за то, что она изобразила ее противный голос. И еще история про подростковую любовь, которая привела Яну к самоубийству. К счастью, оно не состоялось, благодаря действиям родителей -- таких ненавистных, но и самых, конечно, любимых...
Страшная история про сына Олега, который повесился, не выдержав ожидания неизбежного наказания отчима за школьные проделки. Повесился на том самом ремне, которым с ним "разбирался" отчим...
История про внутреннее преодоление страха. Это новая история Марины о девочке из хореографического училища, которую ненавидела и всячески унижала одна из преподавательниц. История о ней самой. Как она боялась смотреть людям в глаза. Даже собственному отцу. Но девочка смогла стать сильной, смогла победить свой внутренний страх и высказать преподавательнице все в лицо, перед всем классом... Внутреннюю борьбу человека сложнее показать на сцене, чем реальные действия. Но эта сцена, на мой взгляд, стала одной из самых мощных в спектакле.
А в финале -- итоговой чертой -- история белорусской девочки из детдома, которую хотела усыновить итальянская семья, ставшая ей родной. Но политика в этой стране важнее личного. Ну и что, что девочка любит свою итальянскую маму, мы найдем ей свою, нашу. И тогда девочка, состоящая из газет, пестрящих публикациями о ее счастье на родине, бросается в нарисованное на доске окно...
Потому что счастье -- оно такое хрупкое. А детство -- самый важный период в жизни каждого человека. Не надо лезть в него грубо и самоуверенно, не надо.
Фото (с) Свободный театр. Олег Сидорчик, Яна Русакевич, Павел Гордницкий, Анна Соломянская.