Картина Эдуарда Гуревича
Новый фильм о Черновцах на моем канале:
Click to view
Начало было
ЗДЕСЬ Кто не смотрит видио, читаем продолжение:
Очень интересный храм, который сейчас пытаются восстановить - это псевдоготический иезуитский собор. Он выглядит весьма впечатляюще, потому что очень похож на настоящую готику. Когда-то костел был архитектурной площадью площади Фердинанда, почти пустой. Сейчас здесь довольно плотная застройка, неподалеку расположен рынок. Храм строили как часть иезуитского монастыря, здание келий находилось неподалеку.
Первый камень заложили в 1891 года, а закончили строительство уже в 1894 - орден иезуитов - богатая и влиятельная организация, деньги на постройку насобирали быстро. Костел большой - башня высотой 60 метров, протяженность собора в длину - 17 метров. Храм был освящен во имя Сердца Иисуса Христа. Он действовал до прихода Советской власти, но его довольно быстро закрыли. В 1963 году помещение отдали под архив. Сейчас его очень медленно и понемногу ремонтируют, и, кажется, храм вернули верующим.
И еще одна церковь, о которой обязательно стоит рассказать - армянский собор, детище гениального архитектора Иосифа Главки, автора визитной карточки Черновцов - комплекса резиденции митрополита.
И.Главка
Армяне на Буковине появились еще 600 лет назад, в самих Черновцах - лет 200 примерно. Основную часть диаспоры составляли переселенцы из Польши, мигрировавшие из-за религиозных притеснений. Это были, в основном, торговцы.
В 1820 году в Черновцах проживало 30 семей армяно-католиков, которые конечно же хотели создать свой собственный приход. Религиозная община была основана в 1836 году, и неизбежно стал вопрос о собственном храме. В начале 70-х годов 19-го века количество армян в Черновцах и пригородах составляло уже 985 человек. Они молились в обычном католическом храме (все тот же собор Вознесения Креста), но там им, конечно было тесно. Армян было относительно немного, но часть из них были весьма состоятельными и влиятельными гражданами, напомню, армянином был первый гражданский градоначальник Черновцов - Якоб Петрович. Он же и стал инициатором постройки отдельной церкви для армян-католиков. Назначили сбор средств и за относительно короткий срок нужная сумма была собрана.
Строительство храма поручили чешскому архитектору из Вены Иосифу Главке, который в это же время работал над строительством митрополичьей резиденции. В начале 1870-х он создал проект собора, но из-за тяжелой болезни вынужден был покинуть Черновцы в 1873, храм уже достраивали без него. Об этом архитектурном гении я еще чуть расскажу дальше.
Армянский собор закончили и освятили в 1875 году в честь Петра и Павла. Он получился поистине грандиозным! Блистательный Главка создал очень интересный проект, сочетая традиционное влияние древнеармянских храмов Эчмиадзина с элементами готики и романской архитектуры, учел он и местный колорит. Интерьер церкви тоже получился роскошный, но об этом я могу судить только по картинкам - самой не довелось ни разу попасть внутрь.
При советах большинство армян-католиков город покинули, церковь какое-то время стояла в запустении, а потом использовалась как склад - на большее фантазии не хватило. В 1980-х ей постройке был присвоен заслуженный статус памятника архитектуры, и здесь открыли дом органной музыки, чешской фирмой был изготовлен новый орган. После Перестройки собор отремонтировали. Сейчас здесь продолжают давать органные концерты, но частично возобновились и службы.
Еще в первые годы существования собора перед входом были установлены скульптура Петра и Павла. В годы Советской власти они пропали, и лишь в наше время энтузиасты отыскали их среди могил на Русинском кладбище на улице Зеленой. Скульптуры отреставрировали и водрузили на место - сейчас их можно видеть там, где им и положено быть - перед входом в армянский собор.
В свое время в городе существовало множество молельных домов и другой конфессии. Речь идет о синагогах. И хотелось бы немного рассказать вам о Черновцах еврейских.
Если вы помните, еврейская община Черновцов упоминается в самых ранних документах, касающихся города. Предполагается, что евреи появились здесь еще в 15 веке и пришли они из Молдовы, которая в те времена находилась под властью Османской империи. Напомню, что османы позволили селиться на своей территории евреев-сефардов, изгнанных из Испании. Правда, в дальнейшем в Черновцах селились и евреи-ашкеназы из Польши и Западной Европы, особенно много было беженцев с территории нынешней Украины и Речи Посполитой в 17 веке, из-за военных действий и казацких погромов.
Здесь мирно уживались самые разные течения иудаизма - ортодоксальное, хаскалА и хасидизм, кроме того, австрийские власти были весьма терпимы к еврейскому населению своей империи, в 1781 году император Иосиф II издал «Эдикт Терпимости», позволяющий евреям учувствовать в жизни городских общин на равных правах с другими гражданами.
Так или иначе, но в 19 -20 веках евреев в Черновцах даже сложно было национальным меньшинством назвать - в некоторые периоды это была половина населения города, недаром Черновцы называли «Иерусалимом на Пруте» и даже «самым еврейским городом Европы».
Мы уже осмотрели с вами живописный Еврейский народный дом на Театральной площади и еврейско-немецкую школу неподалеку от него.
Сейчас я очень жалею, что не успела прогуляться по улице Синагоги (это ее старое название, недавно вновь обретенное, в советский период она носила имя Анри Барбюса). Судя по чужим фотографиям, сейчас это опрятная уличка с симпатичными домишками, многие из которых связаны с еврейской историей Черновцов. Не всегда это место было таким приятным - сто лет назад здесь густо лепились один к одному многочисленные домишки штетла, многие из которых были не особенно презентабельными - халупки, наполовину вросшие в землю. Эту часть Черновцов называли Нижний город, а еще Юденштадт или Еврейский город.
Здесь на холме располагается самая старая синагога города - Гроссшил, или Большая синагога. Она была построена на месте старой деревянной еще в 1853 году, именно из-за нее улица получила свое имя. Почти в то же время была возведена каменная еврейско-немецкая школа на ул. Университетской.
В 1865 году в этом районе города произошел страшный пожар, выгорела вся застройка, а синагога уцелела - здание мощное, хоть и построено позднее периода, когда в Восточной Европе повсеместно возводили синагоги оборонного типа. Правда, стены кое-где дали крупные трещины, и их потом приходилось постоянно ремонтировать. Большая синагога долгое время была главной, пока в 1877 году не построили темпль ближе к центру города, тогда ее перестали называть Большой и называли Старой. В советское время синагогу упразднили, здесь размещались разные организации, впрочем, как и до сих пор.
Большая синагога не была единственной в этом районе - еще были Хевра Тигилим, синагога похоронного братства. А рядом Дом субботы - Махсике Шаббат, и несколько еврейских школ.
Стоит поговорить о самой важной синагоге Черновцов, от которой до наших дней сохранилась только кожура - это грандиозный Темпль. Синагога была реформаторской, деньги на нее собирали сторонники новаторского для того времени направления иудаизма - хаскалЫ. Зародилось это прогрессивное направление в среде немецкоговорящих евреев, и поначалу оно вызвало раскол среди буковинской общины - ведь молились его сторонники на немецком языке, а это было неслыханно для сторонников старых обрядов! А еще они призывали довольно закрытое до того времени сообщество иудеев не самоизолироваться от коренного населения, а стараться интегрироваться в среду обитания, сохраняя при этом самоидентичность.
Со временем страсти улеглись, ведь главный раввин города Лазарь Элиас Игель был сторонником реформизма; все помирились, но новаторам все-таки нужна была своя синагога. Со временем община насобирала денег на строительство. Богатая вдова Амалия Цукер в качестве мицвы подарила большой участок земли. В 1872 году было создано специальное общество по сбору средства, а уже в 1873 году был заложен первый камень. Событие отмечали с большой торжественностью. Полгорода присутствовало при этом, вечером в честь события был дан банкет на 100 человек, во время которой было собрано пожертвований деньгами и женскими драгоценностями на 17 000 флоринов. Правда, потом денег не хватало, стройка затянулась на 4 года, но затем очень крупное пожертвование сделал горожанин Генрих Вагнер, и темпль был достроен в 1877 году. Автором проекта был польский архитектор Юлиан Захаревич.
Постройка была возведена в популярном для еврейских зданий мавританском стиле, с куполом и четырьмя боковыми башнями. Вмещалось в главный зал около 1000 человек. Мужчины по обычаю располагались внизу, женщины - на двух этажах галерки, куда вели отдельные входы. Стены зала были расписаны, купол изнутри был синим, покрытым золотыми звездами - как небо. Окна были украшены витражами.
В 1880 году во время визита в Черновцы синагогу посетил император Франц-Иосиф. А в 1837 с большой помпой праздновалось 60-летие темпля, здание перед этим отремонтировали. Никто и представить не мог, какие времена настанут через каких-то 4 года.
В первые недели фашистской оккупации синагога была закрыта. Несколько дней на площади перед ней жгли иудейские религиозные книги и свитки. Главный раввин Абрахам Марк был арестован вместе с главным кантором и двумя хористами, через два дня их расстреляли на стрельбище на берегу Прута вместе с множеством других евреев-жителей Черновцов. Темпль пытались уничтожить, здание подожгли, но выгорело только внутреннее убранство, каменные стены и остов купола устояли. Понятное дело, при Советах никто не стал восстанавливать синагогу. Руины хотели убрать вообще, их попытались взорвать, но разлетелись только остатки купола. Тогда постройку решили переоборудовать. Достроили 4 этаж, все лишнее убрали, чуть подмарафетили и получился кинотеатр с залом на 630 мест. Поначалу он назывался «Жовтень», сейчас - «Черновцы». Читала, что сейчас еврейская община пытается вернуть здание себе, но что уж из этого выйдет - не ясно. Сейчас постройка только отдаленно очертаниями напоминает первоначальное здание и выглядит скромно, если не сказать убого, особенно по сравнению с былым величием.
Вообще в начале ХХ века в Черновцах действовало 50 синагог, в советское время - только одна, совсем небольшая - Бейт-Тфила Биньямин на улице Демьяна Кобылицы, открытая в 1923 году на средства Беньямина Шапиро. Она интересна не только тем, что никогда не закрывалась, говорят, в ней, говорят все стены покрывают росписи. Перед входом в синагогу наблюдала забавную сцену, совсем шагаловскую - дама в черном и в шикарной шляпе очень подробно консультировала, как правильно поливать из шланга тротуар, мужчину в кипе, поливающего из шланга тротуар.
Еще одну небольшую синагогу - Корншил на ул. Садовского недавно отремонтировали, но явно перестарались, теперь она не выглядит, как историческое здание, смахивает на новодел. Построено было здание синагоги в конце 19 века на средства семьи Тауби и Мордко Корн. Ранее она выглядела более аутентично, но уже почти разваливалась, сказать по правде, - только фасад сохранился. Читала, что восстановили ее на средства бывшего черновчанина Аарона Майберга. Еще пристроили микву, помещение для школы, кошерное кафе и магазин кошерных продуктов. Хоть она и называется гордо: «Главная синагога Буковины», но размерами совсем не большая.
Еще один дом в мавританском стиле - здание еврейского культурно-просветительского общества «Тойнби-Галле» на ул. Турецкой, оно построено в 1913 году. Его еще называли Домом просвещения и отдыха бедных слоев еврейского населения, содержался он на пожертвования общины. В начале войны здание отдали под Дворец культуры железнодорожников. Потом в помещении находилась церковь христиан адвентистов седьмого дня.
Во многих домах в Черновцах, ранее принадлежавших еврейской общине, сейчас располагаются разные организации, никаким образом с еврейством не связанные. И даже некоторые коренные черновчане не в курсе, что здесь было раньше. Например, здание нынешнего педагогического колледжа неподалеку от комплекса университетских построек когда-то было построено для приюта еврейских детей в 1908 году. Приют считался одним из самых благоустроенных в Европе, в нем содержалось 50 сирот.
А в медицинском колледже когда-то был еврейский дом престарелых. Здесь же располагалась кошерная птицерезка.
Еще один еврейский, как оказалось, дом - нынешний детский садик на Гулака Артемовского, 2. Когда-то этот дом принадлежал богатому портному Мизелису. Говорят, он был личным портным румынского короля. Балкон второго этажа специально построили широким, чтобы во время праздника Суккот ставить на нем палатку-сукку - это была распространенная практика в Черновцах. Некоторые местные евреи для этих целей во дворах своих усадеб строили стационарный деревянный домик.
Если вы взялись исследовать еврейские Черновцы, обязательно стоит посетить еврейское кладбище на улице с оптимистическим названием Зеленая, причем название не совсем заслуженное - зелени-то как раз нет, зато есть два кладбища: одно - еврейское, другое - русинское (или украинское). Кладбища старые, были заложены еще в 19 веке. На еврейском кладбище имеется небольшая синагога с куполом, ее сейчас тоже ремонтируют. К сожалению, именно ремонтируют, а не реставрируют, тоже будет выглядеть, как новодел.
Но пусть уж лучше так, чем вообще развалится.
Имеются здесь и старые могилы с надгробиями-мацевами, часть уже полуразрушена - нынешняя еврейская община города совсем небольшая, за многими могилами попросту некому ухаживать. К самой старой части кладбища продраться через заросли сорняков в человеческий рост не представляется возможным, сфотографировать мацевы можно только через забор. Есть и много семейных гробниц и склепов. Один склеп я осмотрела. Удивительно, но на саркофаге стояли горящие свечи! На надгробии изображены руки, сложенные в ритуальном благословении - по всей видимости, это могила коэна, священнослужителя особого ранга.
Много еврейских памятников есть и в Садгоре, сейчас это район города, а когда-то был пригород, там я тоже пока не была.
Занятно, но оказалось, что апартаменты, которые я сняла, находились в отремонтированной части бывшего общежития театра, а до этого это было общежитие «Менза» со столовой для бедных студентов-евреев.
Совсем рядом находится грандиозное здание в стиле конструктивизма и элементами арт-деко - бывший кинотеатр «Скала», ныне Дворец Академический - актовый зал Медицинской академии (бывала здесь однажды на конференции). Так вот здание когда-то принадлежало учебно-просветительскому объединению «Моргенройт Иппен», а большой зад арендовал национальный еврейский театр.
А мы с вами перемещаемся в северо-западную часть города, где расположена главная архитектурная жемчужина Черновцов, визитная карточка города - комплекс построек бывшей резиденции православных митрополитов, ныне Государственный Буковинский университет.
Комплекс резиденции был построен в 19 веке на холме Доменик, на месте старой владычьей палаты. Старая была возведена в 1781 году, и на сохранившемся изображении производит впечатление сооружения весьма монументального - на вид почти крепость, однако она не прослужила и 100 лет - в уже в 1845 году она была в таком ветхом состоянии, что прибывший в город Митрополит Евгений Гакман вынужден был ночевать в другом месте.
14 лет пришлось выпрашивать у австрийского императора позволения построить новый комплекс, и вот, наконец, в 1860-м высочайшее соизволение было получено. Проект поручили разрабатывать венскому архитектору чешского происхождения Иосифу Главке. Это был настоящий гений зодчества - на тот момент ему было всего 30 лет, но за его плечами уже было возведение Венской оперы и церкви Лазаритов.
Первичный проект молодой архитектор подал на рассмотрение еще в 1961 году, а утвержден он был аж в 1864, на работы отводилось 7 лет, что и было отражено в соответствующем документе.
По требованию заказчика комплекс должен был состоять из резиденции владыки, семинарии и дворца духовенства, т.е. сочетать постройки жилого, презентационного и административного назначения.
Комплекс представлял собой три двухэтажных корпуса. В центральном, владычьем, на втором этаже размещались помещения для епископа, архимандрита-викария и советников. Здесь располагались залы для конференций и собраний. На первом этаже разместились кабинеты консистории, управляющего, вахтера, кухни и комнаты для обслуги. Было здесь и много комнат для гостей.
В семинарском корпусе планировали разместить церковную администрацию, комнаты для 50 судентов-теологов, классы и бухгалтерю, библиотеку, музей и часовню. Третий корпус - для духовенства, его называли «Монастырь» - здесь должны были размещаться монахи и было что-то вроде гостиницы для приезжих духовных гостей. К этому корпусу примыкала церковь.
За основу планировки Главка взял дворцовые комплексы эпохи барокко, достаточно типичные - П-образное расположение главного здания и двух крыльев с предусмотренным садом на заднем дворе, а вот стилистическое решение получилось очень необычным. Главка, по всей видимости, много путешествовал и изучал буковинское и молдавское зодчество, так как в 1866 году выпустил книгу «Греко-Восточное церковное строительство на Буковине». Понятно, что увиденное вдохновило его. Так же, по мнению исследователей, в его проекте читается влияние оформления фасада венского Военно-Исторического музея и Арсенала и Греко-православная церковь Святой Троицы, тоже в Вене (она была построена тремя годами ранее архитектором Теофилом Гансеном). Комплекс возведен в едином стиле, однако каждый фасад декорирован по-разному. Внутри галереи и залы тоже отличаются друг от друга по оформлению.
Главка понимал, что доставка качественного кирпича и черепицы из Австрии будет очень дорогой, была проведена разведка и найдены местные месторождения нужных глин и других материалов. Главка наладил производство разноцветной поливной черепицы и кирпича рядом со стройкой. Нашли на Буковине и алебастр. Для росписей стен архитектор пригласил своего земляка, чеха Карла Свободу, владычью часовню расписывали Карл Йобст и Йоганн Кляйн. Все три художника специально ездили осматривать храмы Сучавицы и Драгомирны, чтобы сделать росписи в единой стилистике с аутентичными народными.
В 1872 году Главка тяжело заболел. Ревматическое заболевание причиняло ему страшные мучения, он вынужден был передвигаться в инвалидном кресле и почти ослеп. А тут еще подошел к концу 7-летний контракт, а стройка еще не заканчивалась. Главку сняли с руководства строительством, вместо него назначили Карла Онманна, теперь талантливый архитектор подчинялся интригану и бюрократу. Вокруг стройки начались неприятные пляски с бубнами, на Главку в Вену понеслись доносы. Измученный болезнью и интригами зодчий не стал дожидаться конца строительства и вернулся домой в Вену, а потом в свое имение в Лужанах.
Из-за бездарного управления стройка растянулась на несколько лет. Руководителей меняли одного за другим, то и дело возникали проблемы с финансированием, и полностью закончить отделочные работы смогли только в 1885.
После Первой мировой войны митрополит покинул Буковину, и вернулся сюда уже при румынах. Надо сказать, новые хозяева сделали хорошее дело - в монастырском саду в 1937 году был поставлен скромный памятник - бюстик Йозефу Главке - талантливому строителю, художнику в своем деле. Он изображен седым почтенным старцем - со временем ему удалось победить болезнь, он прожил долгую жизнь - 77 лет, и умер в 1908 году.
А потом пришли Советы, резиденция опустела и была разграблена, со временем здесб расположился Буковинский национальный Университет. Комплекс периодически ремонтируют, относительно недавно отреставрировали Мраморный зал (в котором нет ни куска мрамора) и Голубой зал, есть еще Красный. Понятно, сейчас помещения выглядят более скромно, чем при владыках, но все равно это впечатляет. Кто был здесь и видел - меня поддержат. А если вы еще не бывали в Черновцах - очень рекомендую.
Мы с вами бегло познакомились с Черновцами - замечательным городом, думаю, он еще приберег для вас множество секретов и приятных сюрпризов, которые пока не открыл мне. Так что приезжайте. Вам понравится!
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.
Всем пока.