Дирк Боутс или Как нежную графиню каленым железом пытали

Aug 12, 2016 19:24



Ну что, дорогие мои любители всяких садистских штучек, продолжим, на десерт будет вам немного горелого мяса.

Начало было ЗДЕСЬ.

Рассмотрим алтарь «Житие Марии» из галереи Прадо. Долгое время не могли определиться с авторством: Петрус Кристус или Дирк Боутс. Сейчас, вроде, определились окончательно - Боутс все-таки.
Алтарь состоит из 4 сюжетов, два на средней панели, еще 2 - на створках. Были когда-то и на оборотных сторонах створок живописные панели, но они утеряны. Сюжеты такие: «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Рождество», «Поклонение волхвов».



Дирк Боутс, алтарь "Житие Марии", ок. 1445. Прадо, Мадрид. 80 Х 215 (31 Х 85)

Алтарь везде называют "триптихом", хоть картинки четыре. Створок-то 3, значит, триптих все-таки. Иконография всех сюжетов вполне традиционна для нидерландцев.



Перус Кристус "Рождество", 1450-е  Национальная галерея искусств, Вашингтон

Из-за этой картины Кристуса долго не могли определить авторство - уж больно похоже (мы уже эту картину разбирали). Несомненно, взаимные влияния присутствуют. Вот, сравните:



Дирк Боутс "Рождество", алтарь "Житие Марии", ок. 1445. Прадо, Мадрид. 80 Х 215 (31 Х 85) (можно кликнуть и увеличить)

Посмотрите, какой у Боутса красивый пейзаж на заднем плане - в дымке, с оптически-цветовой перспективой, как у итальянцев.

И, конечно, оформление очень похоже на алтарь Мирафлорес Рогира ван дер Вейдена, те же "романские" арочки с библейскими сюжетами:



Рогир ван дер Вейден "Алтарь Мирафлорес", Берлинская галерея, 1442-45, 220,5 Х 226

У Вейдена совсем другой колорит и менее "зрелая", еще "манускриптная" светотень - складки на тканях грубые, более "геометричные".

Другие створочки у "Алтаря Марии" посмотрим.



Дирк Боутс "Благовещение". Алтарь "Житие Марии", ок. 1445. Прадо, Мадрид.

С этой начать стоило. Сюжет мы с вами очень подробно уже разбирали, еще у Кампена. Здесь обратите внимание на интересное оформление свода помещения - он арочный. И вообще архитектура не правильная - арка полукруглая, "романская", а окно - стрельчатое, готическое. С другой стороны, художник мог специально изобразить такой "симбиоз". Ведь происходящее происходит буквально на стыке Старого и Нового завета. Для времени Дирка романский стиль уже считался архаизмом, а готика - современным и модным стилем архитектуры.

Люстры их я обожаю!:




У всех одинаковые! Видимо, во всех домах в Нидерландах такие были. Или во всех храмах?



Еще одно "Благовещение" Дирка Боутса, для сравнения. 1450-55, более позднее. Гетти Центр, Калифорния. 90 Х 74,6
Совсем другой колорит, почти гризайль.

Эта интересная створка:



Дирк Боутс "Встреча Марии и Елизаветы". Алтарь "Житие Марии", ок. 1445. Прадо, Мадрид.

Прям жалко ужимать, такие детали интересные (повторяю, можно открыть в новой вкладке и посмотреть в большем размере).



Пейзаж дивный совершенно! Можно просто отдельно в рамочку - и на стену.

Это тот момент, когда Елизавета, будущая мать Иоанна Крестителя, встречает Марию, беременную Христом (они, к слову, были кузины). Елизавета уже на сносях, живот большой, у Марии срок маленький совсем - всего несколько дней прошло со дня Благовещения. Мария пошла проведать родственницу, живущую в другом селении, так как ангел во время Благовещения сообщил ей, что пожилая Елизавета, которая никак не могла понести, наконец-то ждет ребенка и даже скоро уже собирается рожать.



Тут мы видим хотя бы тень эмоции (и даже почти двух) - благоговение и изумление.
А вообще у Боутса с ними дефицит.

"Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!" (Лк. 1:41-42)

Не очень частый сюжет в нидерландской живописи, но все-таки встречающийся и у других художников.

Еще створка:



Дирк Боутс "Поклонение волхвов". Алтарь "Житие Марии", ок. 1445. Прадо, Мадрид.

Волхвов мы совсем недавно разбирали у Хуго ван дер Гуса, у Дирка композиция немного похожа, но волхвы у него, конечно, попроще, чем у Хуго:



Хуго ван дер Гус "Поклонение волхвов", 1470, Берлинская галерея. 147x242 см + 9x76,3 см

Теперь рассмотрим другие две чудесные работы Дирка Баутса на один и тот же сюжет, немного похожие.




Дирк Боутс "Мария с Младенцем"
Левая очень похожа на работы Кампена.

Посмотрим по отдельности.



Дирк Боутс "Мария с Младенцем", прим. 1450, Метрополитен Арт Мьюзеум, Нью-Йорк.

Прелестная, совершенно умильная сцена, многократно копируемая работа. Вот Боутса обвиняют в холодности и отстраненности персонажей, но только не в этой работе. Это просто гимн материнской любви. Какое тепло и нежность! Никакой экзальтации, никакого пафоса - характер сцены интимный, сдержанный, но как же это прекрасно!

Хдесь автор отказался от лишних деталей и изысканного пейзажа на заднем плане. Герои помещены на темный фон, чтобы ничего не отвлекало зрителя от их созерцания. Сюжет перекликается с византийской (а потом и русской) иконографией Богородицы - Елеуса (Умиление), когда Богородица изображается щека к щеке к младенцу.

Очень симпатично, что здесь видны волосы Марии, традиционный синий покров попросту сполз с головы. Это так уютно, по-домашнему. Позднее подобные сюжеты становились все суше и офицальнее, волосы полностью убирались под убор.

Мне кажется, это настолько восхитительно, что можно было больше ничего не рисовать.



Дирк Боутс "Мария с Младенцем", Национальная галерея, Лондон. 1465

Здесь есть и любимый Боутсом пейзаж за окном, и популярная в нидерландской живописи парчовая портьера; парча - признак высокого статуса, поклонения, торжественности. Странная история - Мария занимается кормлением младенца, что, вроде бы, предлагает некую уединенность, но при этом они, похоже, стоят у оконного проема, и малыш сидит на подоконнике на парчовой подушечке.

Обнаженная грудь, как обычно у примитивов, странной анатомии - видимо, это делалось осознанно, но сосок очень натуралистичный. Вот, пардон:



Примечательный младенец - вид у него не просто веселый, он даже шкодливый! И вся это пафосная парча и сосредоточенная серьезность матери ему нипочем!

Показывать грудь на картине тогда не считалось предосудительным - естественное же дело. Более того, есть картины, где Марии во время Страшного суда демонстрирует грудь, заступаясь за человечество. Она словно напоминает сыну, что было время, когда и он требовал ухода и заботы, пока сам не мог постоять за себя.

Дальше идем.



Дирк Боутс "Портрет мужчины", 1462. Национальная галерея. Лондон. 31, 6 Х 20,5

Кто это такой, не известно, как обычно, Дирк ничего не подписывал. Но зато есть дата, причем она самым варварским способом нацарапана прямо на стене. Мужчина явно не знатный, из среднего класса - деньги на заказ портрета есть, но одежда скромная. Впервые на светском портрете в Нидерландах того времени мы видим пейзаж за окном, ранее художники использовали достаточно условный фон.

Интересный прием - сложенные руки мужчины словно лежат на нижней планке рамы картины. Это стало в то время очень популярно, подчеркивало иллюзию "натуральности", присутствия.

Постоянно перед исследователями встает вопрос - кто первым стал в качестве фона использовать пейзаж - итальянцы или нидерландцы. Скорее всего, вопрос так и останется открытым, так как до наших дней не дошли все картины того времени. Однозначно, условное первенство за итальянцами - они наследовали античные традиции, а пейзажи можно видеть еще на древних фресках:



Фреска со стены Вилла Августа, Помпеи.

Еще работы.



Дирк Боутс. Алтарь "Поклонение волхвов" или "Жемчужина Брабанта". 1470. Альте Пинакотек, Мюнхен. 61 Х 113 см

"Жемчужиной" этот небольшой триптих называли из-за его красоты - действительно, посмотрите, какой сочный, но в то же время гармоничный колорит! Долгое время эту работу приписывали сыну Дирка Боутса, Дирку-младшему, но потом определились, что такое мастерство и зрелость исполнения более присуще все-таки отцу.

Уже знакомый нам сюжет, здесь самый молодой волхв (Бальтазар) еще стоит на пороге, он пока не вошел в помещение, и еще мы видим многочисленную свиту волхвов - они же все-таки цари.

Справа - святой Христофор, переносящий младенца-Христа через реку. В легенде о великане-Христофоре говорится, что поначалу его звали Репрев, и он изначально не знал, кого предстоит перенести через реку - просто какой-то мальчик попросил доставить на другой берег. С каждым шагом вес малыша все увеличивался, так, что гиганта едва не согнуло вдвое. Тогда мальчик признался, что он - Христос, и тот несет на себе все тяготы мира. Он крестил в водах реки Репрева и дал ему новое имя - "Христофор", "несущий Христа".



Но мне больше нравится вот этот Иоанн Креститель (левая панель). Можете его увеличить и посмореть. Он такой интеллигентный, опрятный - любо дорого посмотреть; обычно-то его рисуют косматым и даже слегка безумным. Очень красивый пейзаж, как всегда у Дирка.



Дирк Боутс "Се - Агнец Божий", 1468, Альте Пинакотек, Мюнхен, 53,8 Х 41,2 см

Тоже очень красивая работа. Присмотритесь, просто полюбуйтесь, никуда не спеша. Каждый из героев сосредоточен на своих внутренних переживаниях, такая спокойная отстраненность, как тихие воды реки между героями (Христос, донатор и Иоанн  Креститель). В какой гармони находятся люди с окружающим пейзажем, словно он - продолжение происходящего в их душе, а они - неотъемлемая часть самой окружающей природы.

Сейчас немного передохнем и просто картинки посмотрим, а потом я там в конце еще про одну интересную работу вам расскажу и ужасов обещанных покажу.



Дирк Боутс "Положение во гроб". Лондон, Национальная галерея.



Дирк Боутс. Диптих "Страшный суд".  Лилль. Музей изящных искусств



Дирк Боутс "Оплакивание" Париж, Лувр



Дирк Боутс. «Снятие со креста», Гранада, Капилья Реаль



Дирк Боутс. Святой Иоанн на острове Патмос.
Это он пишет Евангелие, а Дьявол пытается стащить у него чернильницу



Дирк Боутс. Диптих "Взятие под стражу". "Воскресение Христа" Альте Пинакотек. Мюнхен, 1460-е

Ну, и, наконец, еще одна важная работа.

Помните, я вам рассказывала в предыдущем посте, что когда Боутс работал над " Алтарем Святых таинств", полным ходом шло строительство городской ратуши Лёвена. Так вот, ее построили, и городские старшины заказали у Дирка для нее диптих.



Городская ратуша Лёвена на старинной гравюре...



...И в наше время.

Работа предназначалась для холла ратуши, где проходили собрания и суды. Вот этот диптих:



Дирк Боутс "Правосудие императора Оттона Третьего", 1468-75. Брюссель. Королевский музей изящных искусств.

Был такой император Священой Римской империи в 10 веке (не особо популярный, к слову), у которого была довольно странная жена. Приглянулся ей один симпатичный граф, но тот оказался человеком женатым и, как ни странно, порядочным (ну, или императрица была образина образиной). Взаимностью он императрице не ответил, та пришла в ярость и обвинила его... в изнасиловании. На этот раз правосудие оказалось не на высоте, бедному графу, не долго думая, отсекли голову.



Император-лох и его подлая жена наблюдают за казнью.

Так бы все и закончилось, но у графа была на редкость настырная супруга. Она решила добиваться правды, даже если это ничего уже не изменит.



Такая милая и спокойная женщина. Если бы она не держала в руках это!:







Группа странных мужичков, с постными физиономиями наблюдающих за казнью, наводит на мысль, что это - члены муниципалитета, заказавшие картину.

Так вот, что там наша жена? Жена (теперь уже вдова) взяла голову мужа и пошла к Оттону скандалить.

Она добилась пересмотра дела и согласилась пройти Испытание огнем!:




... И в левой руке у нее не пенал с фломастерами, а раскаленный металлический брусок. Как я понимаю, нужно было какое-то время подержать его в руке с невозмутимым видом (как она и делает), чтобы доказать, что обвиняемый невиновен. Отважной женщине это удалось!



Оттону стало немного неловко, он извинился перед дамой и сжег свою жену:




Был один труп, а теперь стало два. И еще у Оттона не осталось наследников, как свидетельствуют исторические данные. И да, обязательно женщине нужно было назначить непомерно более жестокое наказание, чтобы помучилась, она же "сосуд зла" и все такое.

История не религиозная, но нравоучительная: закон един для всех, и заслуженная кара должна постигнуть всякого, даже членов семьи самого судьи. Такое вот назидание для судей Лёвена.

Напоследок, как послесловие, хочу предложить вам рассмотреть 2 натюрморта 17 века:



... Фламандский (Франс Снайдерс)



...И голландский (Питер Клаас).

Это то, во что "переросла" за два века живопись Нидерландов. Разница между Южными и Северными Нидерландами по этим натюрмортам очеводна: буйство красок, чрезмерность и кричащая сытая роскошь у фламандцев, и спокойствие, безмятежность, погруженность в себя - у голландцев. Дирк Боутс был из нынешней Голландии. Так что не "отмороженные" у него герои. Они просто задумчивые и самосозерцательные.

Ну что, шалунишки мои, каждый получил свое, все справедливо, как у Оттона: кому кровь и кишки, а кому - высокое искусство.

Надеюсь, все удовлетворены.

Хорошего вам викенда, чтоб "в понедельник все огурцом" (с)!

готика, Северный ренессанс, разговоры об искусстве, художники, ренессанс, Дирк Боутс, нидерландские примитивы

Previous post Next post
Up