Дирк Боутс - любитель средневековых пыток

Aug 12, 2016 17:17





Ну, что, маленькие мои извращенцы, опять вам крови и кишок захотелось? Заходите, не стесняйтесь, будет вам и кровь, и кишки - всё, как вы любите.

Ну, для начала мы, конечно, как водится, немного поизображаем из себя порядочных людей и поговорим об искусстве Северного ренессанса, а в частности о нидерландском примитиве Дирке Боутсе.

Все это, конечно, слегка враки и замануха, был Дирк до унылого нормален, ни за чем таким замечен особо не был, но сюжеты у него всякие проскакивали, так что потерпите, будут вам и пытки.

В одном источнике непроверенной степени авторитетности прочитала недавно, кто входил в когорту нидерландских примитивов. Их было, как оказалось, не так уж много: Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Ян ван Эйк, Хуго ван дер Гус, Перус Кристус и вот, еще Дирк Боутс, ну, и еще парочка.

И примитивами их называли не потому, что они «ломали» перспективу и рисовали смешных человечков с вытянутыми телами, а потому, что они были первыми в своем деле, от слова «primus» - первый. Это обобщенное название представителей ранней нидерландской живописи (можно смело говорить "фламандской", так как почти все они творили на фламандской территории).



Дирк Боутс "Портрет мужчины", 1640-70. Метрополитен Музеум, Нью-Йорк
(мужчина сильно похож на Медведева)

Так что примитивы у нас заканчиваются уже почти, а дальше уже пойдут их более поздние последователи. Я, правда, планирую их немного «проскочить» и заняться как-нибудь изучением итальянцев, всяких там мазачч с учеллами, а то стыдно как-то: такого не знать - себя не уважать.

Итак, Дирк. Его еще пишут и произносят иногда как «Дерик», или "Дерек", на английском он пишется Dieric, а фамилию его простодушный гугл-транслейтер  переводит, как «приступ», «поединок». Транслитерируют ее то "Баутс", то "Боутс".

Родился будущий художник примерно в 1410 году, в Гарлеме, в Северных Нидерландах, что находится сейчас в Голландии, и лишь со временем переехал на Юг, в теперешнюю Бельгию, в Лёвен. Именно в нынешней Бельгии тогда был центр северноевропейской живописи, здесь этому учили и давали работу.

Если я дальше где-то буду писать «Лувен», извините - наслушалась лекции Виды Хулл, а на английском звучит похоже не «Лувен», как и на французском. Вообще, сами горожане называли город именно «Лёвен», и так назывался местный вид льняной ткани - лёвен, а льна здесь производили много, как и пива. И вообще это была столица Фламандского Брабанта, большой университетский город. Тут располагался один из крупнейших и старейших в Северной Европе университет.



Лёвен на старинной гравюре

У кого учился Дирк, мы не знаем. В его живописи прослеживается сильное влияние Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, особенно сильно - последнего, так что не исключено, что у него и учился. Документы о нем кое-какие сохранились, но, как обычно, того периода, когда он уже был известным художником.

Женился, вроде бы, дважды, один раз в 1448 году, на Катарине ван де Брюген, уроженке Левена. Было у него как минимум 4 детей: две дочери (со временем ушли в монастырь) и два сына, Дирк-младший и Алберт, оба стали художниками.

В 1468 году был назначен городским живописцем Лёвена, выполнял муниципальные заказы. До нашего времени дошло сравнительно много его работ, но, как обычно, почти всегда возникают проблемы с их атрибуций - работы свои художник не подписывал.

Я везде пишу «картины», но напомню, примитивы не писали на холсте, все их работы выполнены на дереве, это масляная живопись на деревянных панелях. Дирк здесь не исключение.



Дирк Боутс "Святой Лука пишет портрет Девы Марии". Музей замка Пенрин, Гуинет, Великобритания. 109 x 86
Уже знакомый нам сюжет. Предполагают, что это в образе Луки (как обычно) автор изобразил себя.

Умер художник 6 мая 1475 года, то есть прожил он около 65 лет.

Стиль Боутса вполне узнаваем - крупные овальные головы, удлиненные тощие тела - такие себе готические архаизмы. С другой стороны, в зрелых работах практически безукоризненная композиция, прозрачная световоздушная среда, что делает изображение четким и достоверным, умелая игра со светотенью и необыкновенной красоты и колорита пейзажи.

Посмотрим?

Первая работа, с которой мы познакомимся - одна из самых важных у Дирка Боутса. Разберем довольно подробно. Мне посчасливилось найти в Сети копию с хорошим разрешением, есть в чем поковыряться.



Дирк Боутс "Алтарь Тайной вечери" (или "Алтарь Святых таинств", или "Алтарь Святого Причастия"), Лёвен, Бельгия, собор Святого Петра. 1464-68. 180 Х 150 см центральная часть.

Относительно небольшой алтарь, вот так он выглядит в натуральный размер:



...(с какой-то посторонней лохматой тетечкой)

Удивительная штука - это единственная работа нидерландского художника эпохи ренессанса, насчет которой сохранился контракт между художником и заказчиком! Еще один контракт дошел до наших дней во Франции и несколько в Италии. Вот так вот Дирку повезло.

Заказ был сделан Братством Святых таинств для часовни в соборе Святого Петра в Лёвене. Собор был совсем "свеженький" в то время и даже местами недостроенный. Возводили его в 1425-1500. Вот он:




И с другой стороны:






Вольфганг де Смет "Интерьер собора Святого Петра в Лёвене", 1667

Описывалось, что на алтаре должно быть изображено. Также в контракте оговаривалось, что консультантами в работе будут два профессора-теософа из Левенского университета.

По контракту Дирк не имел права во время работы над алтарем принимать другие заказы. Заказ был принят в 1464 году, оплатили его в 1468 - то есть работа продолжалась 4 года.

Интересно, что за окнами на центральной панели проглядывает часть городской площади, на которой в это же время возводилась знаменитая теперь Левенская ратуша, и для нее Дирк тоже выполнил заказ, но об этом позже.

Итак, алтарь посвящается одному из главных Таинств Христианства - Причастие или Евхаристия.



Дирк Боутс  "Алтарь Святого Причастия", центральная панель "Тайная вечеря". Лёвен, Бельгия, собор Святого Петра. 1464-88.

Первое причастие провел сам Христос во время Тайной вечери перед Взятием под стражу. Он был и "виновником" торжественного действа и священником одновременно:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

Христос преломил именно хлеб и раздал его ученикам, но на картине мы видим вариант уже литургический. Это торжественный момент, когда просфорка (опреснок) опускается в сосуд с вином, и одновременно освящается и вино и хлеб. Опресноки - хлеб (лепешки) из не успевшего скваситься и подняться теста (пресного), которые, согласно Ветхому завету, в спешке пекли рабы-израильтяне перед Исходом из Египта. Позднее для церковных обрядов стали печь такие вот круглые пластиночки, у православных они выглядят чуть иначе, пышнее немного. У иудеев, как известно, маца (мацца)




Происходит все во время празднования Еврейской Пасхи, поэтому на столе мы видим традиционные ее атрибуты - кусочки недоеденного хлеба на блюде и остатки крови жертвенного ягненка, а также соль и вода.

Если присмотреться, Иуда (черный страшный дядька, сидит спиной) смотрит прямо на блюдо, а не на Христа, как все остальные.



Апостолы одеты в простые крестьянские одеяния. Многие из них узнаваемы. Слева от Христа (по правую руку от него) - Петр, за ним Павел. С другой стороны - Иоанн (самый младший) и Иаков. Последний - родственник Христа, поэтому они очень похожи.

В окошко из другого помещения (кухни) выглядывают два мужчины:




Это консультанты - профессора теософии, которые следят чтобы Дирк правильно все нарисовал. Здесь выглядит так, словно они и за Тайной вечерей приглядывают.

Помещение больше похоже на монастырскую трапезную, чем на комнату жилого дома. Симметрия картины почти идеальна, что подчеркивает торжественность происходящего и его "официальный" характер. Очень красива плитка на полу с крестовидным орнаментом. Вообще тут четко наблюдается работа с линейной перспективой - все линии сходятся в одной точке схода, в центре, где сидит Христос. Линии словно "исходят" из него, как лучи сияния. И еще он чуть крупнее других, так как он здесь самый главный. Среди нидерландцев попытки использовать геометрически выверенную линейную перспективу мы видели еще у Хуго ван дер Гуса, но в полную силу уже развернулся именно Дирк Боутс.



Вездесущая люстра. Здесь она с симпатичным львом - символом Мудрости Соломона.



Рельеф Моисея на дверью - символ Старой Церкви, времен Ветхого завета.

Все присутствующие довольно тепло одеты, на окнах видны ставни, но деревья за окном зеленые. Еще одно несоответствие - обычно Вечерю изображают в темноте, Пасха праздновалась ночью, а здесь - ясный день.

Все остальные сюжеты на панелях связаны с Тайной вечерей, как сюжеты-предшественниками (и с хлебом и/или вином). Причем, не впервые.







Это картинки из популярного тогда печатного издания, сборника миниатюр "Speculus Humanft Salvations" ("Зерцало человеческого спасения"), что-то типа библии в картинках. Как "Библия для бедных", но более подробная. Как видите, аналогичные картинки в ней соседствуют и сюжеты тоже связываются одной темой - хлеб и вино.

Что же это за сюжеты на створках?



"Мельхиседек встречает Авраама".

Мельхиседек, по легенде, был царем-долгожителем, правителем библейского Салима (вон он, город позади, с храмом, подозрительно напоминающим собор Петра в Левене). Когда Авраам победил и пленил четырех царей Востока, он со всем награбленным отбитым имуществом посетил Салим, где царь с честью встречал его на въезде в город с хлебом и вином.

Очаровательно, что Авраам одет в рыцарские доспехи, современные Дирку. И опять мы видим двух соглядатаев. Возможно, это члены братства, или все те же профессора, хоть и не похожи, вроде:





И опять прекрасный пейзаж с готическим городом.

Следующий сюжет:



"Иудейская Пасха".

По Писанию, во время Казней Египетских бог предупредил Моисея, чтобы он передал всем иудеям, чтобы помазали кровью жертвенного ягненка притолоку входной двери. В ночь Пасхи ангел-убийца ходил по дворам и поражал смертью первенцев в семьях не евреев - они секрет с кровью не знали и свои двери не обмазали. С тех пор иудеи стали праздновать Пасху, принося в жертву ягненка и поедая его. Вот эту сцену мы и наблюдаем.

Художнику, действительно, следовало знать определенные тонкости, чтобы правильно изобразить эту сцену. За столом все стоят - так было принято в старину, одежды у всех экзотические, так представляли себе древних иудеев современники Боутса. Глава семьи разрезает приготовенного ягненка, женщина справа уже ест кусочек. Были особые правила сервировки стола:



Блюдо в центре стола очень перекликается с центральной панелью - там такое же, но уже пустое, агнеца уже убили и съели.
Принято было (как и сейчас, как я понимаю) держать на столе воду и соль - их смешивали, и в соленой воде омывали руки. Соленая вода - символ слез гонимого народа Израилева. Также каждый должен был выпить 4 бокала вина (!) - тут их как раз четыре. Маца выглядит сейчас несколько иначе, может, Дирк и не знал, как она выглядит. Здесь обычные хлебцы, как в МакДональдсе. Еще нужны были горькие травы (хрен, например), их макали в специальный сладкий соус. Возможно, этот обычай более поздний, мы видим то, что я приняла сначала за "лаврушку" (может, это она и есть), но в современных описаниях обрядов пишут, что на стол кладут еще и листья салата - вполне похоже.



Посмотрите еще на стаканчик в руке женщины (в ряду разместила его слева). Подобные "пупырчатые" сосуды в Голландии использовались и через 200 лет. Все остальные бокалы - с "тональных" голландских натюрмортов эпохи "золотого века" голландской живописи.

Третий сюжет:


"Манна небесная"

Когда Моисей водил свой народ по пустыне, бог посылал им "манну небесную" - что-то вроде кус-куса или крупной манки - своего рода "хлеб", который якобы сыпался с неба. Это спасло иудеев от голода. Мы видим как раз, как люди эту манну собирают:



И последний сюжет:


Пророк Илия и ангел

Пророк Илия собственноручно казнил богомерзких жрецов Ваала и был вынужден после этого в одиночестве удалиться в пустыню. После долгой и утомительной дороги он, изможденный, уснул.
Чтобы поддержать его, Господь прислал ангела.

"И вот ка­са­ет­ся его Ан­гел Гос­по­день, го­во­ря:
- Встань, ешь и пей.
Под­няв­шись, Илия уви­дал у сво­е­го из­го­ло­вья теп­лый опрес­нок и кув­шин во­ды, встал, по­ел, на­пил­ся во­ды и опять уснул. Ан­гел Гос­по­день вто­рич­но кос­нул­ся его, го­во­ря:
- Встань, ешь и пей, ибо те­бе пред­сто­ит да­ле­кий путь".

Вот такие сюжеты, все связаны с Евхаристией.

Вы можете совершенно справедливо вознегодовать: "А где же наши обещанные пытки?!".

Не волнуйтесь, скоро будут.

Для начала отгадайте загадку. Чем занят этот молодой человек?:



Ответ несколько неожиданен:

[ответ]


Дирк Боутс "Алтарь святого Эразма" Лёвен, Бельгия, собор Святого Петра. 1458.  82 Х 143 см (центр),  34 Х 143 (створки)

Вот вам и кишки, как просили.

Несчастного святого подвергли ужасающей пытке - его внутренности буквально вытянули из него при помощи лебедки. Боутс изобразил его лицо практически бесстрастным, ведь во время экзекуции страдалец молился, и Бог был с ним. На самом деле от болевого шока он бы довольно быстро потерял сознание. Воистину изуверская человеческая жестокость запредельна и необъяснима!

На створках - святой Антоний и святой Бернар.



Интересно, что этот алтарь был создан тоже для собора Святого Петра, но для другой часовни. Как видите по дате, написан ранее, чем "Святые таинства".

И еще один алтарь там находится, анонимного автора. Вот:



Это копия (а вернее, реплика) знаменитого "Снятия с креста" Рогира ван дер Вейдена.

Так что если вы будете проездом в Лёвене, можете зайти собор и все три триптиха увидеть.

Еще одна "пыточная" работа Дирка Боутса:



Дирк Боутс "Алтарь святого Ипполита"

Бедного святого разорвали на части при помощи лошадей.
Мы уже знаем, что правое крыло ("плохиши") написал неизвестный художник, а левое - Хуго ван дер Гус.

ПРОДОЛЖЕНИЕ. И в следующем посте "перверзионосцам"  тоже будет на что посмотреть.

Северный ренессанс, разговоры об искусстве, художники, ренессанс, Дирк Боутс, нидерландские примитивы

Previous post Next post
Up