Однажды Юнга пригласили выступить в Цюрихском университете. Мол, "у нас многие студенты знакомы с вашими ТРУДАМИ, вы прям ихний кумир! Прочитайте для них какую-нибуть лекцию!"
Юнг тут же подхватился, взял перо, чернила, бутылочку с сельтерской водой и прискакал на бричке к университету.
Зашёл в аудиторию, сел за преподский стол у доски, оглядел студентов и говорит:
- Господа! Давайте начнем нашу лекцию с повторения азов. Если вы, как сказал мне ректор, знакомы с моими книгами, то конечно же знаете, что одним из центральных понятий моей теории является понятие АРХЕТИПА. Кто мне прямо сейчас нарисует какой-нибудь архетипчик?
Ну все замялись, но один бодрый заводной паренек не стушевался и руку тянет:
- Герр Юнг, я готов!
Подходит к доске, берёт мел и скоренько так рисует тётку - добродушного вида, с огромными титьками.
И говорит:
- Вот, ваше превосходительство, будьте любезны взглянуть - нарисовал. Архетип матери.
Юнг посмотрел, нахмурился и мрачно так говорит:
- Мдаааа. Ну что ж, подите-ка вы, милостивый государь, вон из класса.
Все такие зашушукались - чо такое? чо не так?
Только одна девчонка не растерялась - симпатичная такая, рыжая:
- А давайте я нарисую! Например, архетип ВРАГА.
И уверенно рисует на доске здоровенного злого мужика с топором.
Юнг даже не посмотрел, что она там накалякала.
Сидит, желваки ходят у него, побагровел весь. И говорит медленно, сдерживая ярость:
- И вас, юная фрау, я тоже попрошу удалиться и более на мои лекции не приходить.
Все вообще в шоке!
Тогда встает самый умный студент, такой прям мегазадрот, очки минус 15, айкью 250. И ещё в художественный кружок ходит, то есть рисует не хуже Васнецова и Айвазовского. Молча подходит к доске, берет мел и начинает красиво так, изысканно водить им по доске. Чувствуется, что получится КАРТИНА высочайшего уровня. Не архетип, а шедевр.
Но тут Юнг как вскочит и кулачищем по столу - БАБАХ!!! - аж стекла в аудитории зазвенели. И как заорет:
- Ёпвашумать, вы каким местом мои книги читали?? ЖОПОЙ?? Пиздец, ребята, просто пиздец! Ну нельзя так, честное слово!!
И бутылку с сельтерской водой об стену со всей дури - ДЗЫНННЬ!! - вдребезги!
Нервно собрал свои бумаги, бросил на пол план занятий и приставным шагом вышел из аудитории; по двери так ногой шарахнул, что она чуть с петель не слетела.
И больше в том злополучном университете Юнг никогда не появлялся.
* * *
Почему случилась такая некрасивая ситуация?
Как всегда, из-за глупости человеческой.
Студенты совершили непростительную ошибку - они пытались нарисовать то, что нарисовать НЕВОЗМОЖНО.
Архетип - это паттерн, ОБЩИЙ для всего человечества и так или иначе воплощающийся в жизни КАЖДОГО индивидуума.
Набор архетипов у всех людей одинаковый, а вот реализуются они у каждого из нас по-разному.
Сам архетип непостижим и невыразим. Это "пустая форма", которая задает некую тенденцию своего наполнения. И мы можем воспринять только то, ЧЕМ эта форма наполнилась в жизни того или иного человека.
Можно объяснить это на следующем примере.
Конкретный кот - это совершенно определенный объект.
Но если мы попробуем АБСТРАГИРОВАТЬСЯ от конкретного кота, начнем отбрасывать несущественные детали, оставляя только самое важное, т.е. СУТЬ, то кот у нас на глазах будет становиться всё более и более схематичным.
Он будет из конкретного кота превращаться в некую котоТЕНДЕНЦИЮ.
В итоге степень абстракции достигнет уровня, который человеческое сознание воспринять не способно.
Кот превратится в нечто сверхразмытое, но при этом всё же дающее определенное направление в сторону чего-то котоподобного - направление настолько неявное, что человек его почувствовать не способен.
Эта сверхразмытость и сверхабстракция и есть АРХЕТИП.
Теперь самый важный момент: если мы попробуем совершить обратный процесс, то есть "наращивать" на архетип некие детали, пытаться КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ его, то у нас в итоге далеко не всегда получится именно КОТ. Может получиться и хомяк, и белка, а в отдельных случаях даже большая мохнатая гусеница.
Поэтому рисовать кота или хомяка и говорить "это архетип" - ДИКО неправильно. Это всего лишь архетипические образы, варианты осуществления ТЕНДЕНЦИИ, которую задает определенный архетип. Это ВОПЛОЩЕНИЯ архетипа, но не сам архетип.
Соответственно, правильный ответ на просьбу Юнга нарисовать архетип должен был звучать так:
- Ваше преосвященство, это невозможно.