Питер хорошо отпраздновал 1-е апреля. ))
Как минимум, два громких и смешных события: подрыв (точнее, прорыв) самого известного и самого пафосного памятника Ильичу и спектакль в ДК Ленсовета по "Запискам сумасшедшего".
Спектакль, в котором участвовали О.Каравайчук, Р.Литвинова и А.Башаров, и который придумал А.Башаров, наделал немало шуму. Около двухсот зрителей намерены подать в суд на устроителей, требуя возмещения морального и материального ущерба. Другая - более продвинутся - часть зрителей, а также критика, захлебывались от восторга: славный скандал, яркий перфоманс, нечто поистине гоголевское. По сути, то была доведенная до полного абсурда и вакханалии "поп-механика" незабвенного Сергея Курехина. (И все бы ничего - если б Литвинова и Башаров не были сильно пьяны и не пожелали освиставшей их публике нового Норд-Оста.)
Но я о Каравайчуке...
Гениальный пианист и композитор ("городской сумасшедший", "81-летний фрик") в такой компании играть не захотел. Поэтому был показан документальный фильм с его участием.
Но выйти на сцену бедного О.К. все-таки заставили.
Он долго молчал, вглядываясь в зал. Потом негромко заговорил о том, что играть не будет, поскольку завтра умрет. И все находящиеся в зале тоже умрут -насвистывая при этом его музыку. Говорил о Вагнере, о Шопене... И о своем концерте 60-х годов, на котором часть зрителей впала в транс, отчего он имел объяснения в КГБ.
Согласно другим источникам, он называл слово "кома".
Состояние транса и кома - вообще-то сильно отличаются друг от друга. Но и то, и другое говорят о сверх-мощном (и внеэмоциональном) воздействии его музыки.
Это самое воздействие я сполна ощутила на себе.
Каравайчук начался для меня с музыки к кинофильмам ("Монолог", "Короткие встречи"). Его манеру ни с кем не спутаешь - минимум мелодии, почти один ритм - напряженный, нервный. В кино это было органично - создавало ощущение времени, в котором живут герои, его бега, безостановочного, не дающего расслабиться, замереть - как никогда не замирает и не отдыхает стучащее сердце.
А затем, единственный раз, я была на его концерте. Совсем недавно - год-полтора назад.
Он играл лежа, с мешком на голове, прерывая игру невнятными монологами, то и дело убегая за кулисы... все как всегда. Меня поразило не это - меня ввергла в транс (точнее, в состояние, близкое к трансу) его музыка. Транс был тяжелый, давящий (видимо, близкий к коме). И я испытала облегчение - схожее с выздоровлением - когда концерт закончился.
Моя подруга, в отличие от меня, осталась в полном восторге от музыки. Я попросила рассказать о своих ощущениях, и она ответила, что музыка словно напитывала ее энегрией, силой, и, безусловно, это гениально.
Яркий пример - восприятие на уровне вибраций.
Гениально? Наверное.
Но только это, имхо, гениально-земное (а то и инфернальное (?)), а не гениально-небесное.