Женя Беркович и ее спектакль

Apr 24, 2024 23:06







Посмотрела вчера в сети спектакль «Финист Ясный Сокол», тот самый, из-за которого его авторы, две молодые женщины, без малого год томятся в СИЗО. Не могу сказать, что очень понравился, но, несомненно, интересный и самобытный. Построен как переплетение русского фольклора и документальных выдержек из допросов девушек - тех, кто, поддавшись сетевой вербовке, уехал (или только намеревался) в Сирию, чтобы выйти замуж за своего «Финиста» и вступить в ИГИЛ.  Много пения, почти мюзикл. Прекрасные костюмы. Именно за костюмы дали вторую Золотую Маску (первую - за драматургию).

Немного обидно за Светлану Петрийчук, драматурга. Поскольку говорят сейчас - и защищая, и обвиняя - о Жене, а ее упоминают лишь попутно. Хотя спектакль стоит именно на содержании, драматургии, а режиссура вторична.  Но Светлана родилась в простой семье, а Женя - в особенной.

Да, семья удивительная. Особенно по женской линии. Бабушка, Нина Катерли - известный прозаик и правозащитник. В конце 70-х - начале 80-х в андеграундной среде Питера это имя произносилось с большим уважением. Тогда я прочла ее повесть, опубликованную в «Неве», о молодом поэте «второй культуры». Герой казался списанным с реального человека, моего хорошего знакомого. Удивило: как же цензура пропустила такой текст, в котором столько правды и столько свободы.



Дочка, Елена Эфрос, человек не менее яркий. Тоже пишет, в юности - стихи, позднее публицистику. Когда, по случаю своего соавторства с Никой, искала схожие примеры в литературе (крайне редкие, надо признать), обнаружила фантастическую повесть, написанную в соавторстве мамой Ниной и дочкой Леной.

С первой не виделась, с Леной пересекалась два раза. В юности, когда впервые пришла со своими стихами в лито и, стесняясь читать их на публике, соврала, что это стихи друга. После занятий ко мне подошла Леночка, грациозная, 17-тилетняя, страшно надменная, и продиктовала свой телефон, велев передать его «другу», поскольку этот человек ей очень близок... А потом мы встретились у общей знакомой через 16 лет, когда у нее уже были две семилетние близняшки, а у меня одна, пятилетняя. Посмеялись над тем давним эпизодом. Лена заметила, что благодарна полученным от судьбы оплеухам, благо они исцелили ее от чрезмерной влюбленности в себя.



Третье поколение, дочки-двойняшки. Тоже одаренные, тоже пишут. Женя - стихи и пьесы, Маша - прозу.



Литераторов в этой семье явный перебор, особенно, если учесть, что бывший муж Лены и отец девочек - поэт (сперва питерский, потом израильский), а также пером владели и дедушка, и прадедушка Лены. (Пять поколений. Ничего себе. )

Но речь сейчас о Жене.



Она и поэт, и драматург, и режиссер. Последнее, пожалуй, главное. Не могу сказать, что мне нравятся все ее стихи (есть некоторые сомнения, что дедам-фронтовикам так уж противно наблюдать с небес, как внуки несут их портреты), терпеть не могу Виктора Ерофеева (его «шедевр» Русская Красавица Женя воплотила на сцене), от феминитивов передергивает, и название ее театра «Дочери Сосо» навевает ассоциации со Сталиным, но все это мелочи. Мелочи.

Главное - две молодые женщины создали пьесу. С любовью, с болью, с желанием предупредить юных дурочек, летящих, как бабочки на свечу, к своим «финистам», порой не зная даже их имен, не видя фото. И за это их обвинили в призывах к террору и грозят немалым сроком..........

Нина Катерли уже не дождется внучку: умерла в ноябре прошлого года. Мама, сестра, две приемные дочки - дождутся. Скорее бы... У Жени много друзей, к ней в СИЗО приходят посылки с едой, с книгами. Она читает целыми днями и пишет сама (что-то веселое, про котов). И еще пишет письма - друзья выкладывают их в сеть. Замечательные: полные юмора, самоиронии, света и новых творческих планов...

искусство, подвиг, люди, мрак

Previous post Next post
Up