Лоретта Люкс и Рууд Ван Эмпель добились международной славы одновременно: в середине 2000-х. Оба занимаются цифровыми коллажами, оба известны детскими портретами.
Дети Лоретты Люкс большинству зрителей (по моим наблюдениям) не нравятся. Несмотря на то, что картинки красивые, цвета приятные, дети - тоже красивые, ничем непотребным не заняты. Слегка искажённые пропорции (искажение только подчёркивает нежность, трогательность, беззащитность), немного несовременные наряды, чистые, стерильные пространства. Что тут плохого, почему вызывает тревогу? Потому, что никто из детей не улыбается? Потому что вокруг так светло и просторно, что дети кажутся абсолютно одинокими? А может, мы просто уже не способны воспринимать образ ребёнка как символ чистоты, невинности, спокойствия и радости, не подозревая какого-то подвоха?
Дети Лоретты Люкс сосредоточенны и печальны. Они вызывают множество ассоциаций. Во-первых - герои фильмы ужасов во главе с Дэмиеном из «Омена». Во-вторых, длинный список из истории живописи, в котором часто фигурирует Веласкес. Почему Веласкес? Потому что ему убедительно удавалось показать достоинство в страдании.
Дети Лоретты Люкс кажутся кем-то, кто только притворяется детьми. Возможно, это некие инфернальные сущности. А ещё вероятнее - просто взрослые. Взрослые, зачем-то принявшие форму детей. Получается жутковатая смесь невинности и всепонимающего стоицизма. «Все мы немного потеряны в мире, который не можем понять», - говорит Лоретта Люкс.
А вот Рууд Ван Эмпель с самого начала решил проверить, возможно ли в наше время искренне и без подвоха выразить идею чистоты и невинности через образ ребёнка средствами современного искусства. Его метод цифрового монтажа еще сложнее, чем у Люкс (оба по нескольку месяцев работают над одним изображением). Он буквально собирает каждую картинку по частям из множества отдельных деталей. Ребёнок в экзотическом лесу. (Лес, впрочем, можно трактовать двояко. Как символ собственного детского сказочного мира или большого и опасного мира реальной жизни). Все дети одеты в респектабельные костюмы европейского среднего класса конца 50-х. Эту одежду Ван Эмпель ассоциирует с собственным детством, невинностью и защищённостью. Собранные из частей яркие цифровые аппликации выглядят намеренно наивно. И, что сразу бросается в глаза и выделяет Ван Эмпеля из ряда подобных ему цифровых художников - чернокожие дети. Очевидно, что цвет кожи для него не принципиален, он намеренно изображает разные расы и типы, чтобы подчеркнуть, что его предмет - все дети вообще. Но вольно или невольно Ван Эмпель делает таким образом политическое заявление. В 2007 году искусствовед Жан Батист Бедо отметил, что, по-видимому, творчество Ван Эмпеля - вообще первый случай в истории западного искусства, когда портрет чернокожего ребёнка используется как обобщающий образ детства. И детства счастливого, а не страдающего, больного и голодного. Хотя персонажи Ван Эмпеля тоже, как правило, не улыбаются.
Вот такие разные цифровые дети.
Сайт Лоретты Люкс Сайт Рууда Ван Эмпеля