АВГУСТ ЗАНДЕР. НИЧЕГО, КРОМЕ ПРАВДЫ.

Dec 11, 2013 18:05

Моя статья о Зандере для журнала "Фото&Техника" в связи с выставкой Зандера в ММАМ весной.





На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»?
Возможный ответ на этот вопрос: Зандер - настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.
Снимки Зандера полны деталей, интересных для рассматривания. По ним вполне можно судить о моде, материальной культуре, считывать язык тела, бесконечно интерпретировать выражения лиц, задумываться о характерах и судьбах. Экономика, мораль, психология, образ и условия жизни, комфорт и достаток, нищета и болезнь, беспечность и заботы, самолюбование и робость, отдельная личность и группа, - фотографии Зандера содержат множество объектов для изучения и интерпретации. Мода и стиль также в их числе. Зритель может ждать от искусства удовлетворения различных эмоциональных и эстетических потребностей, произведение художника может восхищать, возмущать или оставлять равнодушным, но у Зандера мы имеем дело не с эмоциями, а с информацией. Информация, поданная объективно, всегда имеет ценность, независимо от чьих-либо настроений или предпочтений.






Первая половина 20 века была временем, когда фотография намечала пути, по которым пошло её дальнейшее развитие. Расцвет иллюстрированной прессы способствовал разработке принципов репортажа - яркого и убедительного рассказа о событиях и личностях. Авангардисты предлагали посмотреть на привычные вещи под новым углом, в ракурсе, так, как до этого не приходило в голову смотреть никому, кроме фотографа, который со своей малоформатной камерой движется в ритме современной жизни - вверх, вниз и по диагонали. Американские пуристы из группы f/64 утверждали новые каноны красоты - чисто фотографической, не принимающей стандартов живописи и скульптуры, но и не противоречащей им принципиально. Фотография искала и находила себя, свой особый язык, философию, отношение к реальности и символу. Зандер пытался получить от фотографии то, что считали её неотъемлемым качеством ещё в 19 веке: клиническую, протокольную объективность.
Opus Magnum Августа Зандера - проект «Люди 20 века» охватывает конец 1910-х - начало 1930-х годов. Он вознамерился с помощью фотографии исследовать немецкий народ - составить полный каталог своих современников «согласно существующему социальному устройству». Всё немецкое общество Зандер разделил на семь групп, причём деление это весьма своеобразно, в нём видно стремление отразить все возможные подходы - профессиональный, классовый, семейный, культурный и т.п. Крестьянин, Ремесленник, Женщина, Сословия и профессии, Деятели искусства, Большой город и Последние люди.
Среди персон, сфотографированных Зандером, встречается довольно много известных деятелей искусства, культуры и общественной жизни, но фотограф не даёт имён, а подписывает снимки сообразно выбранным принципам классификации: вдовец с двумя детьми, аптекарь, бродяга, преследуемый, жена архитектора. Его персонажи - не конкретные личности, а представители видов, классов и родов. Если фотограф зафиксирует реальность максимально честно и непредвзято, не пытаясь ничего улучшить, подчеркнуть и направить интерпретацию, просто покажет всё, как есть, - фотография станет идеальным инструментом, с помощью которого современники и потомки смогут сделать вывод о состоянии человечества в определённый момент истории. Как народа в целом, так и отдельных его представителей.





«Фотография может передать действительность во всей её красоте, не скрывая при этом иногда ужасающей правды, но может и самым жестоким образом обмануть. Мы должны научиться видеть правду, открыть её нашим современникам и передать следующим поколениям, выгодно это для нас или нет.
Возможно я, как здравомыслящий человек, слишком дерзок, что вижу вещи, как они есть, а не так, как они должны были бы быть, но я надеюсь на прощение, потому что не могу иначе».

В истории фотографии наследниками Зандера традиционно называют мастеров следующих поколений, в работе которых сочетается анализ индивидуального и архетипического. Чаще всего речь идёт о портрете, но не только. Обычно среди них упоминается Диана Арбус, но, на мой взгляд, Арбус роднит с Зандером, пожалуй, лишь стремление к описанию некоего явления, однако это описание не объективно, а совсем наоборот. Сьюзан Зонтаг говорила, что Арбус, очевидно, обладает определенной авторской позицией, которую транслирует через свои портреты. Позиция же Зандера состоит в отсутствии позиции или, во всяком случае, в том, чтобы она никак не просматривалась. Призвание фотографии, согласно Зандеру - дать объективную картину, на основании которой можно сделать объективные выводы.
Бескомпромиссная объективность может стать проблемой. Честность и прямота может быть невыгодна. В случае Зандера это сделалось очевидным очень быстро, после того, как нацисты запретили продолжение проекта без объяснения причин и постарались изъять уже реализованное.





Настоящее продолжение Зандера мы наблюдаем у современных концептуалистов, чьи бесстрастные, безэмоциональные, протокольные и скучные серии зачастую заставляют неподготовленного зрителя недоумевать и раздражаться. Мастера Дюссельдорфской школы, пейзажисты, изображающие банальные городские пространства, портретисты, такие как известный мастер Ринеке Дейкстра. Если убрать авторский голос и дать возможность свободно высказаться выбранным объектам, они начнут говорить сами за себя. И именно фотография позволит им быть услышанными. Фотография может показать то, что невозможно обнаружить никаким иным способом, кроме как через создание визуального каталога, реестра, типологий. Проанализировав собранное, можно увидеть невидимое и сделать выводы. О сходствах и различиях, о структурах и закономерностях. Поэтому важно охватить как можно большее количество материала, описать явление целиком. «Успешный снимок представляет собой лишь предварительный шаг на пути к интеллектуальному использованию фотографии. Мне недостаточно одного единственного снимка или двух-трёх, фотография сродни мозаике, она достигает аналитического уровня только тогда, когда представлена в массе».





Зандер и его последователи заняты не красотой, добром или злом - их интересует правда. Вопрос о том, насколько объективно фотография отражает реальность - вечный вопрос фотографии. Среди философов и аналитиков уже давно преобладает мнение, что фотографическая объективность невозможна - любая фотография, сделанная человеком - это всегда интерпретация и культурно обусловленный продукт. Зандер в начале века всё же попытался приблизиться к истине, несмотря на заведомую тщетность усилий. Всей истины о самих себе мы не узнаем. Но мы можем продолжать пытаться.
































































































фотография

Previous post Next post
Up