MATTHIAS WECKMANN ( 1616-1674 )
Биография: Матиас Векман родился в Тюрингии, а двумя основными полюсами притяжения в его жизни стали Дрезден и Гамбург. В Дрездене под руководством Генриха Шютца Векман делал свои первые шаги как музыкант, по завершении образования стал органистом саксонской придворной капеллы. В Гамбурге он поступил в обучение к Якобу Преториусу, где заявил о себе как виртуозный исполнитель на органе и клавесине. В 1648 году Векман возвратился в Гамбург, чтобы занять пост органиста в знаменитой церкви Св. Якоба (Jacobikirche).
Click to view
Векман работал во всех известных жанрах того времени за исключением оперы. Его перу принадлежат 22 вокальных сочинения, 11 сонат и целый корпус клавирных пьес. Именно Векман обеспечил приток в северо-немецкую музыку канцон и токкат в итальянской манере, послуживших импульсом к формированию в творчестве Букстехуде одноименных жанров с характерным чередованием рапсодических, речитативно-импровизационных эпизодов, в которых музыкальное время трактовано с большой свободой, и имитационно-полифонических фрагментов. С другой стороны, через Преториуса, ученика Свелинка, Векман унаследовал жанр хоральной обработки, подняв его до того уровня, которого этот жанр вновь достигнет лишь в творчестве И.-С. Баха.
Paesaggio con uccelli di Roelant Savery
Надо сказать, что, пока как вокруг авторства Векмана все еще бушуют споры, диск, посвященный его творчеству, служит хорошим доводом в пользу тезиса о том, что за всем этим жанрово-стилистическим многообразием стоит один и тот же человек. Пестрота интонаций и мозаичность векманских опусов, лишенных баховской цельности, сполна преодолевается умением исполнителя Зигберта Рампе придавать целому характер прекрасно организованной прозы. Музыкальные фразы в его руках становятся репликами живого диалога, а прозаическая суть этих опусов - еще более рельефной благодаря неравномерности построений и нерегулярности акцентов.
Обращение к органу Ганса Шерера-Младшего, построенному в 1624 году в церкви Св. Штефана (St.-Shtephanskirche) в Тангермюнде, сам исполнитель комментирует как едва ли не единственный шанс адекватно передать звуковую атмосферу того шереровского инструмента, которым располагал Векманн в Якобикирхе и под левой педальной башней которого, согласно легенде, он еще за десять лет до смерти завещал похоронить свой прах. Органный мастер Арп Шнитгер, почти полностью перестроивший в конце XVII века гамбургский инструмент своего предшественника Ганса Шерера-Младшего, в качестве основания этой инициативы выдвигал довод об отсутствии ясности в моделируемом Шерером звуке. В отличие от нарождающейся барочной тенденции в органостроении, трубы органов более старого образца отливались не из олова, а из свинца, что делало их звучание более сумрачным и мягким и сближало с чувственной палитрой органов-гигантов романтической эпохи. Но при этом сколько тепла и души было в этих трубах!
Регистровая архитектоника Векмана в трактовке Рампе никогда не утрачивает стройности. Крайние части цикла всегда сопровождаются пометкой „Im vollen Werk" („в полную силу"), указывающей на мощное, открытое звучание. А внутри образующейся рамки предпочтение отдается несмешанным голосам: принципалам соло или же принципалам в диалоге с язычками, высокими флейтами и аликвотами, как это видно на примере 3, 4 и 5-й вариаций из партиты „Во спасение к нам пришел Господь" („Es ist das Heyl uns kommen Herr"). Контраст основан на сопоставлении наполненного звучания в крайних частях и отдельных голосов в серединных.
Партита „О Свет, блаженная Троица" („O Lux Beata Trinitas") помимо исполнительских находок примечательна также смелостью композиторского жеста: четвертая ее часть решена в виде группы вариаций, музыкального „рассказа в рассказе", а для финала характерны почти уничтожающие друг друга взаимными пересечениями ходы голосов, обостренные завышенным строем инструмента (choir pitch, ля 486 Гц; международная норма ля 440 Гц)
Исполнитель может занимать разные позиции по отношению к исполняемому материалу - позицию отстраненного превосходства или позицию доверительного сотрудничества. Монографический диск Зигберта Рампе, посвященный творчеству Матиаса Векмана, являет собой убедительный пример последней: текст сочинения и текст исполнения обретают некий общий нерв, общее биение мыслей, вступающих в резонанс.
ИСТОЧНИК