На днях ко мне обратились журналисты еженедельника Коммерсант Деньги за комментарием по поводу авторских прав на игру «Мафия». Я написал то, что думаю. Правда,
в окончательном материале моих слов оказалось слишком мало. Поэтому решил разместить здесь свой первоначальный вариант.
Само по себе понятие "авторские права на игру" не имеет никакого практического смысла с точки зрения российского права. Довольно часто встречаются утверждения, что зарегистрированы "авторские" права на способ, идею, метод и тому подобное. Но способы, методы относятся к области изобретений, которые защищаются патентным правом. А российский гражданский кодекс говорит о том, что правила и методы игр не являются изобретениями и поэтому получить патент на правила игры невозможно.
С позиции авторского права можно зарегистрировать любой текст от "Войны и мира" до совершенно бессмысленного набора букв. При этом создатель такого текста будет считаться автором, и его авторские права будут защищаться законом. Но что же конкретно будет защищаться?! А только то, что никто другой не сможет назваться автором того же самого сочетания букв; никто без разрешения автора не сможет опубликовать, транслировать использовать то же самое сочетание букв.
Но если в каком-либо тексте, например путеводителе, описан маршрут - ведь никому же приходит в голову, что нужно согласие автора чтобы пройти по этому маршруту. Точно также авторы кулинарных книг - не могут предъявлять претензии по поводу того, что читатели будут готовить блюда по их рецептам.
То есть авторские права защищают сам текст от простого копирования, а не те мысли, идеи, действия, описанные в этом тексте. Никто не может запретить совершать действия, описанные в каком-либо произведении и описать своими словами те же методы. Можно повторить путь Радищева из Петербурга в Москву и описать свои впечатления и это не будет нарушением авторских прав Александра Николаевича (даже в том случае, если бы право авторства на это произведение действовало до настоящего времени).
Поэтому «авторские права на игру» защищают всего лишь текст Дмитрия Давыдова. Но изложение правил другими словами или в другой редакции не нарушает его авторских прав. И уж тем более, поклонники этой игры не могут нарушить его авторские права - они же не издают текстов, авторство которых принадлежит Давыдову.
Несколько лет назад, после смерти Владимира Ворошилова были серьезные конфликты по поводу использования игры «Что? Где? Когда?». Наследники Ворошилова хотели всем запретить играть в эту игру… Такое требование конечно же было совершенно абсурдным и бессмысленным. Но ситуация отличается от «Мафии» тем, что наименование «Что? Где? Когда?» зарегистрировано как товарный знак. И правообладатель может запретить использовать свой товарный знак. То есть можно было запретить использовать это название, всем кто не заключил лицензионного соглашения, но нельзя было запретить играть.
Кроме того, я ранее описывал подобные заблуждения, связанные с авторским правом, когда защитой текста пытаются прикрыть защиту метода или какой-нибудь другой ерунды.
См.
Миф о защищенности авторским правом.