Агларов М .А.
Гражданская архитектура в старом Дагестане.
Н. Воронов был единственным, кто, назвал культуру горцев «дагестанской цивилизацией, [выраженной] в своеобразном искусстве горного домостроительства»
[1], цивилизацией, в редком, а для Дагестана в девятнадцатом веке, исключительном употреблении этого понятия. Но это всего лишь впечатление обозревателя, которое было подтверждено выдающимся архитектором Г. Я. Мовчаном, посвятившим лучшие свои работы и годы культурологическому осмыслению феномена горской архитектуры в Дагестане.
«То, что мне посчастливилось увидеть в Дагестане, поистине способно потрясти воображение любого человека способного воспринять величие. Древние домостроения, огромные аулы, представляющие собой едва ли не единые строения - это сложные структуры, плод изощренного пространственного мышления. По экономному отношению к занимаемой территории, по использованию непригодных для других целей участков рельефа по духу коллективизма и единства заложенному в них, они совпадают самыми современными поисками в мировом градостроительстве»
[2] заключал он. Объяснение архитектурному феномену он видел в родовом устройстве носителей этой культуры. Г. Я. Мовчан воспользовался архаизацией дагестанского общества в историко-этнографической традиции, что было заложено историографией кавказоведения последних двух столетий. Пытаясь найти социологические объяснения особенностям архитектуры, он указывал на зальные помещения как на вместилища домовых общин или больших семей, а на слитно построенные кварталы как на показатель родового строя. Может быть «родовой строй на Кавказе», как тема отжившая свой век, не стоила бы отдельного внимания, если бы он же архитектор Г.Я.Мовчан, не возвращал нас к ней. Он в своей поздней публикации пишет: «Место аварской архитектуры в окружающем мире, представляется, подсказывает преимущественное множество свидетельств родства и близости ее с таковой же Средиземноморья. Во всем, начиная с элементов орнамента до приемов кладки. И во все времена, начиная с древнейших до нашего. Это позволяет считать ее чудом сохранившимся очагом, пусть маргинальным, но стадиально древнейшим, не известным науке, культуры европейской - ее детства или девства
[3]». Пожалуй, сказанным достовернее и точнее объясняется феномен своеобразия аварской архитектуры. По основным составляющим, а именно: античная форма собственности, хозяйственная и политическая автаркия, демократические пути самоуправления и верховенство общинного права- это и есть основы гражданских общин на Кавказе, которые наиболее полно выражены в Дагестане. Ведь не большие семьи и родовые, в классическом смысле, коллективы создавали средиземноморскую архитектуру, а гражданское общество того же Средиземноморья, с малыми семьями со стремлением к равенству и прочими особенностями греко- римского пути развития. Добавлю, что дагестанские этнологи не смогли найти и описать предполагаемые большие семьи у народов Нагорного Дагестана
Художника равному Г. Я Мовчану горская архитектура не нашла и вряд ли найдет в будущем, хотя бы потому что ее уже больше нет.
[1] Воронов Н.Из путешествия по Дагестану ССКГ. Т. 3. Тифлис, 1870. Раз.1У. С.25
[2] Мовчан Г.Я. Социологическая характеристика старого аварского жилища. // Кавказский этнографический сборник №5. М. 1972..
2Мовчан Г. Я.Кавказская находка.//«Независимая газета» от 18 августа 1998 г.
[1] Воронов Н.Из путешествия по Дагестану ССКГ. Т. 3. Тифлис, 1870. Раз.1У. С.25
[2] Мовчан Г.Я. Социологическая характеристика старого аварского жилища. // Кавказский этнографический сборник №5. М. 1972..
2Мовчан Г. Я.Кавказская находка.//«Независимая газета» от 18 августа 1998 г.