Текст: Максим Черкашин
С момента основания королевских гонок и по сегодняшний день нет такого человека, который одержал бы столько побед в Формуле-1, как Михаэль Шумахер. Он пробыл в ранге абсолютного чемпиона в течение пяти лет, причем несколько раз до окончания сезона. Фамилия Шумахер давно стала нарицательной, далеко за пределами Германии. И вот великий и ужасный Шуминатор возвращается.
Первые шаги
Михаэль Шумахер появился на свет в небольшом городке Хюрт-Хюрмутхайм в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия в семье каменщика Рольфа и домохозяйки Элизабет. С самых ранних лет маленький Михаэль проявлял огромный интерес к автомобильному спорту. Свой первый гоночный болид, нынешнему семикратному чемпиону Формулы-1 смастерил отец. За основу болида старший Шумахер взял детский педальный карт и приспособил к нему небольшой мотоциклетный двигатель.
Опробовать чудо инженерного гения отца маленькому Михаэлю удалось на картинг-треке города Керпен. В возрасте шести лет Михаэль выиграл свою первую клубную гонку. Одержать победу среди участников карт-клуба города Керпен удалось не взрослому картингисту, а дошкольнику. Невероятный успех для маленького мальчика. Казалось бы, продолжай в том же духе, но, вскоре во время одной из гонок, Михаэль разбивает самодельный карт, и остается без колес.
Машину не жалко, главное, что сам остался цел, подумал отец и чтобы поддержать увлечение сына решил построить ему новый карт. Рольф вкалывал на двух работах, чтобы мечта мальчика осуществилась. Но денег у Шумахеров на гонки все равно не хватало. От старого карта осталась одна рама, нужны были новые детали. Самой главной проблемой было отсутствие двигателя. Родители не могли потратить огромные для семейного бюджета 800 немецких марок на приобретение мотора. Так бы карьера гонщика могла и закончиться из-за финансовых проблем семейства.
Несколько лет Михаэль мог только мечтать о карте, но в конечном итоге выход был найден. Один из местных бизнесменов, уже давно заметил талант мальчика и решил выступить в качестве спонсора маленького гонщика. Машина есть, пилот на месте, отец - великолепный механик, спонсор тоже присутствует, но все-таки чего-то не хватает. Участие в профессиональных гонках в классе карт, требовало наличие лицензии или прав. По немецким законам получить лицензию на управление картом можно было с 14 лет, а Михаэлю только исполнилось двенадцать.
Воля к победе вела семейную команду Шумахеров вперед. В возрасте 12 лет Михаэль все-таки получает гоночную лицензию на управление картом, но не в Германии, а в Люксмбурге и участвует в нескольких гонках. В 1983 году Михаэль получает немецкие права на управление картом и уже через год выигрывает немецкий чемпионат в классе карт среди юниоров. Еще через год Шумахер завоевывает титул немецкого чемпиона во взрослом карте, а в 1987 году становится чемпионом Европы.
В 1988 году Шуми принимает участие в немецкой и европейской серии гонок Формула-Форд, а также в классе Формула-Кёниг, завоевав в ней чемпионский титул. Через два года Шумахер становится чемпионом в немецкой серии Формулы-3, опередив своего основного конкурента Хайнца-Харальда Френтцена. В 1991 году Михаэль продолжил восхождение по лестнице успеха, выступая в японской Формуле-3000. Как член молодежной программы Mercedes Junior он участвует в чемпионате мира в гонках на выносливость.
Шумахер выступает за команду Mercedes на трэке
Формула-1 Jordan, Benetton, Sauber - битва за героя
Победа следовала одна за другой. Вили Вебер, гоночный менеджер Шумахера решает, что его подопечному необходимо развиваться дальше. Менеджер выходит на контакт с владельцем команды Jordan Формулы-1 Эдди Джорданом. Михаэль должен был заменить за рулем болида Jordan попавшего в тюрьму из-за ссоры с таксистом штатного гонщика Бертрана Гашо. Вилли убеждает Джордана в талантах своего подопечного, заявив, что гонщик хорошо знает трассу гран-при Бельгии. В действительности же Шумахер никогда раньше на ней не выступал. За пару дней до гонки, Михаэлю пришлось самостоятельно изучить трассу. Во время одного из визитов на бельгийскую трассу Михаэль берет с собой складной велосипед, чтобы прокатиться по треку и изучить все повороты. Через неделю Михаэль поразил всех, квалифицировавшись седьмым в своём первом выступлении в Формуле-1. Для дебютанта это было неслыханным успехом, впрочем, как и для команды Jordan-Ford седьмое место в квалификации.
Сразу после старта гонки Шумахер пробивается на пятое место, но из-за поломки сцепления сходит с трассы уже после первого круга. После такого впечатляющего дебюта Михаэля заметили представители команды Benetton.
Менеджеры команды Benetton решили перехватить перспективного гонщика и предложили Шумахеру выгодный контракт. Свою вторую гонку в Формуле-1 Михаэль проведет в цветах команды Benetton-Ford. Гран-при Италии еще один успех Михаэля. На трассе в Монце немец финишировал пятым, опередив своего партнера по команде трехкратного чемпиона Нельсона Пике. Раздосадованные тем фактом, что у них из команды увели перспективного пилота, представители Jordan подают на Benetton в суд. Судебный процесс команда Эдди Джордана проиграла. Шумахер выступал за команду Jordan в тот момент, когда контракт не был подписан, на правах свободного пилота. Отсутствие контракта было выгодно для Benetton, остаток сезона Михаэль надевал желто-зеленый комбинезон. В шести проведенных гонках Шумахер заработал четыре очка.
В сезоне 1992 года команда Sauber планировала устанавливать на свои болиды двигатели Mercedes-Benz. По заключенному Шумахером контракту в рамках программы Mercedes Junior, Михаэль мог выступать в любой из команд Формулы-1, но если компания Mercedes Benz будет принимать участие в гонках, то он должен был выступать под ее цветами.
Вставлять палки в колеса молодому пилоту, не входило в намерения владельца команды Петера Заубера. «Если Шумахер не хочет выступать за команду Sauber-Mercedes, то заставлять я его не буду» - заявил Заубер на одной из пресс-конференций. Михаэль продолжил карьеру в Benetton.
Гран-при Мексики и вот наконец-то Шумахер финиширует в тройке лидеров. В гран-при Бельгии на той же трассе Спа, которую когда-то он поехал на велосипеде немец одерживает победу, и поднимается на высшую ступеньку подиума. В общем зачете сезона 92 Михаэль Шумахер занял почетную третью строчку, уступив пилотам Williams-Renault Риккардо Патрезе и летучему бразильцу Айртону Сенне.
Новый сезон был для Шумахера менее успешным, чем предыдущий. В 1993 году Михаэль выиграл всего одну гонку, пять раз финишировал вторым и три раза занимал третью ступеньку пьедестала.
Трагический Сезон
Сезон 1994 года принес Михаэлю титул чемпиона, хотя год был очень тяжелым для мира Формулы-1. Гран-при Сан-Марино было омрачено целой чередой трагических событий. Во время квалификационных заездов погибает австрийский гонщик Роланд Ратценбергер. Эта смерть шокировала всех, поскольку в течение предыдущих 12 лет никто из гонщиков не погибал на трассе и многие впервые переживали такой момент. Второй день гран-при Сан-Марино поверг в шок людей даже далеких от мира автоспорта. Трагически погибает трехкратный чемпион, легендарный гонщик Айртон Сена. Сильнейшая на тот момент команда Williams-Renault остается без пилота, а мир гонок утратил величайшего пилота. Гонка была продолжена, Шумахер финишировал первым, но это была самая сложная и трагическая гонка за всю историю Формулы-1.
Вскоре у команды Benetton и у самого Шумахера начались проблемы, связанные с нарушением технического регламента. Организаторы гонок заподозрили команду Benetton в использовании измененного электронного обеспечения болидов. В результате проведенного расследования факт махинации был подтвержден, и команду оштрафовали на 100 000 долларов. В Гран-при Великобритании Михаэля дисквалифицировали за обгон Деймона Хилла на прогревочном круге, так же Шумахер был отстранен от участия в двух гонках за игнорирование чёрных флагов. Из 16 гонок сезона в зачет Михаэлю Шумахеру пошло только 12, но этого хватило, чтобы завоевать звание чемпиона. Главный конкурент Деймон Хилл уступил Шумахеру всего на одно очко и стал вторым. В следующем сезоне Михаэль отстоит свой титул, а команда Benetton выиграет первый и единственный в своей истории кубок конструкторов.
Ferrari
В сезоне 1996 года Шумахер переходит в качестве основного пилота в команду Scuderia Ferrari S.p.A. Легендарная в прошлом команда показывала не самые лучшие результаты. К этому времени команда уже 17 лет не выигрывала чемпионат в личном зачёте. У болидов Ferrari была репутация не слишком быстрых и очень ненадёжных машин, а за титул гонщики конюшни в последний раз боролись в 1990-м году, когда за команду выступал Ален Прост. С тех пор пилоты Скудерии выигрывали не больше одной гонки за сезон.
Вслед за Шумахером из Benetton в Ferrari перешли проектировщик Рори Бирн и технический директор Росс Браун. В первый год выступлений в Ferrari, несмотря на многочисленные сходы по техническим причинам, Шумахер принёс итальянской команде 3 победы. В сезонах 1997-1999 годов Михаэлю не удалось завоевать титул чемпиона. Сезон 1999 года стал успешным для команды, а не для самого Шумахера. Скудерия одержала победу в кубке конструкторов, впервые с 1983 года. Третий чемпионский титул Михаэль зарабатывает в 2000 году. Сезон был успешен как для самого Шумахера, так и для команды Ferrari. Красный барон выиграл 9 гонок из 17-и, став чемпионом досрочно, за один Гран-при до окончания сезона. С 2000 по 2004 годы Шумахер абсолютный чемпион гонок Формулы-1. За это время Михаэль выиграл больше гонок и Гран-при чем любой другой пилот за всю историю автоспорта. Фамилия Шумахер стала нарицательной. Шуми, Шумахер, Шуминатор - прозвища появлялись одно за другим. Весь сезон 2001 года Михаэль доминировал.
Он вновь стал чемпионом. Очень рано, на Гран-при Венгрии, за 4 гонки до окончания сезона. Такого доминирования одного пилота, Формула-1 не знала никогда. Михаэль набрал рекордное количество очков. Букмекеры, объявили ставки на победу Михаэля 1:1. Такова была уверенность в победах Шуминатора. В 2002 году Михаэль доминировал на протяжении всего чемпионата, выиграв 11 из 17 Гран-при и закончив все гонки сезона на подиуме, завоевав свой пятый титул чемпиона. Своим шестым чемпионским титулом 2003 года он побил рекорд легендарного Хуана Мануэля Фанхио, который держался с 1950-х годов. В 2004 году Шумахер досрочно стал чемпионом мира в седьмой раз, что стало ещё одним рекордом Формулы-1. В 2006 году Шумахер после очередной безоговорочной победы в гран-при Италии решает завершить карьеру профессионального гонщика, но остается в команде Ferrari в качестве советника топ-менеджера.
Возвращение легенды.
В качестве советника команды Ferrari Михаэль Шумахер присутствовал на всех гонках Формулы-1. День, когда Шумахеру суждено снова сесть за руль красного Ferrari, был очень близок. На Гран-При Венгрии во время второго сегмента квалификации в голову пилоту Скудерии Фелипе Масса попала пружина амортизатора, отвалившаяся от болида Рубенса Баррикелло. Фелипе потерял сознание и врезался в барьер из покрышек. Спустя несколько минут его достали из машины и перенесли в карету скорой помощи. Гран-при Венгрии для него закончилось. Пилот получил открытую трещину в черепе, рассечение брови и сотрясение мозга. Продолжать гонки Масса не мог, и в июле 2009 года Скудерия сообщила о возвращении Красного Барона. Михаэль Шумахер провел первые тесты на автодроме в итальянском Муджелло, готовясь к своему возвращению на Гран-при Европы 2009 года. Но впоследствии из-за продолжившихся проблем с шеей после падения с мотоцикла ему пришлось отказаться от возвращения в Формулу-1.
В конце прошлого года Шумахер снова прошел полный медицинский осмотр, и, судя по всему, заключение медиков позволило ему вновь всерьез задуматься о возвращении. Президент команды Ferrari вновь предложил Шумахеру вернуться, однако тот сообщил бывшему боссу, что близок к подписанию соглашения с Mercedes GP.
О том, что самый успешный гонщик Формулы-1 собирается вернуться, в декабре заявили представители Mercedes-Benz. Шумахер провел серию специальных тренировок, которые должны были выявить малейшие проблемы с шеей, и никаких осложнений не возникло. Команда Mercedes GP появилась в Формуле-1 в конце 2009 года - в ноябре немецкий производитель выкупил команду Brawn GP.
Вместе с Шумахером в команде Mercedes GP будет работать Росс Браун - основатель и бывший владелец команды Brawn GP, который после продажи Мерседесу остался на посту ее директора. Сплоченный тандем гонщика и конструктора сулит успех, так было в Benetton и так было в Ferrari. Перебьет ли Шуминатор свои личный рекорд в семь титулов с Mercedes GP пока не известно, но то что легендарный гонщик вернулся не у кого не вызывает сомнения. Всем фанатам королевских гонок и поклонникам таланта Шумахера ждать осталось недолго. Удачи, Шуминатор, будем ждать зрелищных побед!