Баушка и планшет (или Сложности дистанционного обучения)

Apr 22, 2020 14:28




Сегодня, не успела я продрать глаза, звонок от мамы. Смотрю на часы - половина девятого.
Обычно она так рано не звонит. Знает, что утром мне надо принять ванну, выпить чашечку кофэ... и только после этого от меня можно чего-то хотеть. Поэтому сразу задаю вопрос по-существу:
- Что случилось?
С облегчением слышу, что голос бодрый:
- Привет, помоги фильм завести!
А, все понятно, мама опять воюет с планшетом. Судя по умоляющим ноткам в голосе, сражение идёт уже не один час. И в данный момент она просто сдаётся и просит помощи.


Мамины отношения с планшетом можно описать так: любовь и ненависть в одном флаконе. То, что на первых порах она будет ненавидеть этот гаджет из-за непонимания принципов его работы, было предсказуемо. Точно так же она возненавидела когда-то смартфон, подаренный взамен милого её сердцу кнопочного телефона. Это был полный психологический ступор и отрицание. Мама презрительно окрестила смартфон "китайским" и всячески манкировала им. При том, что я выбрала самую простую модель с внятным интерфейсом, ориентированным на бабушек и дошкольников, она его так толком и не освоила, юзает очень редко. Но полезный бэкграунд для освоения планшета всё же приобрела.

Но и в том, что планшет ей понравится, я практически не сомневалась, ибо для неё это уже серьёзная техника (не какая-то там звонилка), для неё это уже компьютер, а к компьютерам она всегда относилась уважительно. К тому же моя мамочка, несмотря на почтенный возраст, умудрилась не растерять любопытство и тягу к освоению нового. Поэтому на Новый год мы вручили ей новенький 10-дюймовый Самсунг и немедленно приступили к обучению.

Ну, что я могу сказать... Чтобы с нуля обучить пожилого человека компьютерной грамотности, желательно заранее отрастить дзен 80-го уровня. Мне удалось достичь примерно 40-го. Этого хватало минут на 15 спокойных разъяснений. Ведь такие понятия как "закрой окно", "иконка" или "выйди отсюда" для бабушек и дедушек имеют совершенно иной смысл.

Я понимала, что после праздника она у нас долго не задержится и скоро запросится домой, поэтому я старалась впихнуть в неё как можно больше информации. Поначалу всё шло неплохо, она усвоила что такое "главная", как выйти в диспетчер приложений и зачем он нужен. Но, видимо я переусердствовала в какой-то момент, потому что ко дню отъезда в голове у неё была такая каша!!! Однако, интерес не пропал, а это вселяло надежду и оптимизм.

Готовясь к тому, что в дальнейшем мне придётся продолжать обучение дистанционно, я заранее синхронизировала интерфейс и настройки её планшета со своим. Одинаковая организация главной, одинаковые папочки, одинаковые приложения. Неделю ковырялась, зато теперь это очень помогает.

Поэтому, когда мама звонит и просит помочь ей что-то найти в Интернете или запустить фильм, как сегодня, переключаю телефон на громкую связь, беру свой планшет и мы начинаем:

Я: Выйди на главную.
ОНА: А как?
Я: (украдкой вздыхая) Кружочек внизу посередине...
ОНА : А, точно, вспомнила... вышла.
Я: Запусти Ютуб. Красная стрелочка, помнишь?
ОНА: (обиженно) Конечно!
Я: Видишь поисковую стоку?
ОНА: Нет, а что это?
Я: (вздыхаю, уже не таясь) Нажми на лупу справа наверху, только один раз и аккуратненько...
ОНА: Да, появилось слово "ПОИСК" и буковки внизу.
Я: Отлично, набирай название фильма...

*Дальше можно идти пить чай минут на пять*

Наконец ОНА: Готово!
Я: Теперь нажми на кнопочку с лупой на клавиатуре. Только аккуратно...
ОНА: Это где?
Я: (ровным голосом) Там где буковки ты набирала.
ОНА: Ну так бы и сказала, сейчас... Нашла!

*Дублирую процесс у себя, появляются результаты поиска*

Я: Видишь результаты поиска? Ищи там свой фильм.

*Теперь лучше помолчать, чтобы не отвлекать маму от изучения экрана. Слушать и скроллить одновременно она пока не умеет*

Наконец ОНА: (радостно) Вижу, нажимать?
Я: (вздыхая с облегчением) Давай! Я тоже нажимаю...

*На меня одновременно обрушивается звук начавшейся рекламы с обоих планшетов. На неё тоже*

Я: (перекрикивая рекламу) Сделай потише!
ОНА: (в ужасе) Не слышу! Как это убрать?
Я: (ору уже на весь дом) Справа есть кнопка (понимаю, что это путь в никуда, последний раз мы искали эту кнопку минут пять) ... нет, лучше поставь сначала на паузу!
ОНА: (тоном, как будто я её подставила и теперь издеваюсь): Я не умею, как?
Я: (стараясь сохранять спокойствие) Ткни пальчиком в изображение, увидишь две палочки - жми на них.
ОНА: Какое изображение?
Я: Ну то окно, в котором у тебя фильм идёт!

*Замолкает, понимаю, что отчаянно тупит. У себя звук я уже отключила, но у неё грохочет вовсю*

Наконец ОНА: (чуть не плача) Не пойму, куда нажимать?!
Я: (переходя на пальцы) Слушай меня! У тебя сейчас экран разделён на две части. Вверху идёт ролик, а внизу надписи на белом фоне.
ОНА: (совсем сбитая с толку) Какие надписи, что мне искать?
Я: (повышая голос) Ну, разные... Ладно, забудь про надписи, жми пальцем в верхнюю часть экрана, где реклама идёт. Должен появиться кружок, в нём две палочки, жми на них.

*Слышу, как несколько раз звук то выключается, то появляется снова. Наконец у неё получается и какофония на том конце соединения затихает. Обе вздыхаем облегчённо*

Затем (в сотый раз) подробно объясняю ей, как регулировать звук на планшете. Наконец со звуком разобрались. Ещё минут пять объясняю, как пропускать рекламу, как включать воспроизведение и ставить на паузу. Слушает вполуха, ей уже не терпится начать просмотр. Заканчиваем разговор, и я, наконец, спускаюсь вниз принять ванну и спокойно выпить свою чашечку кофэ... Однако раздаётся новый звонок:
- У меня всё потемнело! Это фильм такой? У тебя как выглядит?
Вздыхаю и тащусь обратно на второй этаж, включаю фильм. Там всё выглядит нормально. После наводящих вопросов наконец предполагаю, что у неё просто садится аккумулятор, велю подключить зарядку. Всё налаживается и мама, наконец, отключается. До следующего сеанса:)

Случилось вдруг, Я и семья

Previous post Next post
Up