Apr 10, 2013 14:46
Очередную точку для размышлений Алексей Борисович мне подкинул, сообщив, что в этнонимах тюркских народов (хазар, авар, булгар), "ар" означает - человек.
Тогда, этноним "булгары" распадается на два корня - "булг" и "ар".
И тут могут возникнуть смутные ассоциации с гидронимом "Волга".
Ведь прежде чем прийти на Кубань, булгары должны были кочевать в нижнем Поволжье и перейти через Волгу.
Да и позже, как мы видим, судьба части из них была тесно связана с Волгой.
Пожив значительное время среди тюркоязычного народа, я еще помню свойство их речи переводить звонкие согласные в глухие.
Так что, скорее самоназвание булгар было "палхар", а для Волги у тюрок было свое название - Итиль.
Лично я считаю наиболее логичной версию происхождения Волги от славянск. вълга.
Ведь это фактически дословный перевод скифского (иранского) названия - Ра (влага).
К этому находятся более древние гидронимы как в Ригведе (Раса), так и в Авесте (Ранха).
К идее отождествления Расы и Ранхи с самой Волгой-Ра надо подходить осторожно.
Раса в Ригведе дается то в образе Мировых Вод, то в числе перечисления рек наряду с Синдху.
Здесь есть странность: почему именем Мировых вод называют то ли приток Синдху, то ли соседнюю второстепенную реку?
И там же мы видим:
Пани:
1 В поисках чего пожаловала сюда Сарама?
Ведь изнурителен путь так далеко на чужбину.
С каким поручением к нам? Что было решающим поворотом?
Как перебралась ты через воды Расы?
Сарама:
2 Я рыщу, посланная как вестница Индры,
В поисках ваших несметных сокровищ, о Пани.
Из страха, что (я) перепрыгну, она помогла нам в этом.
Так я перебралась через воды Расы.
(Сарама - собака бога Индры. Раса, испугавшись, что ее могут принять за маленькую речку, если через нее может перепрыгнуть собака, предпочла сама ей помочь. Т.е. Раса представляется отнюдь не маленькой речкой.)
Скорее всего, это все же переходящий гидроним (ср. русск. "роса"), но как знать, может и найдутся отсылки к конкретным географическим объектам.
*********************************
Еще один важный факт - у финно-угров раннего железного века лесной зоны Поволжья чрезвычайно редко находят костяки.
Т. е. способ захоронения умерших у них неизвестен. Сплавляли по рекам? Оставляли на съедение диким зверям? Сжигали и развеивали по ветру? Подвешивали на деревьях?
А я читал версию про дьяковцев, которая (как по мне) очень хорошо соотносится с местом их проживания в лесах.
Об устройстве ими небольших срубов, домиков смерти, на пеньках в качестве свайного фундамента, куда и клали мертвых.
Отсюда и возникла сказка о Бабе Яге и избушке на курьих ножках, когда славяне позже встречали в глухих лесах такие зловещие "домики".
Версия весьма "поэтическая" и интересная.