Каких-то особых открытий на этой лекции для меня не было, зато Алексей Борисович привел перечень скифского пантеона богов, чем навел меня на размышления.
Попробуем их изучить поближе.
Из божеств чтут скифы только следующих: Гестию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причем Землю представляют себе супругой Зевса), далее - Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Ареса. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. По-скифски Гестия называется Табити (Ταβιτί), Зевс - Папаем (Παπατος), последнее, по моему мнению, совершенно правильно; Земля называется Апи (΄Απί), Аполлон - Гойтосиром (Γοιτόσυρος, вариант Οιτόσυρος). Афродита Урания - Артимпасой (΄Αρτίμπασα), Посейдон - Фагимасадой (Θαγιμασάδας).
- Геродот. «История». IV, 59.
Этимология и происхождение имени Папай сомнений не вызывает - это общеиндоевропейское обозначение бога-отца (питар, патер, Дьяус-Питар, Юпитер).
Забавно, что ныне просторечные слова папа/батя когда-то использовались для официального именования центрального божества.
Апи
Может быть, это тюркоязычное заимствование (апа - бабушка, мать, старшая женщина)? Хотя весьма вероятно и обратное, ведь было бы странно называть древнее хтоническое божество приобретенным не так давно извне словом.
Вероятнее же связь змееногой богини с ведийскими Водами (Апас).
Табити
Некоторые исследователи связывают Табити с Тапати дочерью Солнца (Махабхарата). Но это сомнительно, т. к. Тапати в индийской мифологии появляется довольно поздно.
Вероятнее же от tapati "греет" (санскрит).
Артимпасу (Аргимпаса, Ариппаса) Геродот соотносит с Афродитой, но может вернее будет сближать ее с Артемидой?
Фагимасад вероятно двусоставное имя, где второй корень соответствует "Мазда" (мудрый, ср. Ахура-Мазда), а вот что означает Фаги или Таги - непонятно.
Гойтосир - Вайу-сур (бог ветров) ?
.........
Жаль, формат лекции не позволял подробно рассмотреть записи Геродота о скифах.
Меня, в свое время, сильно заинтересовало загадочное племя рыжих (русых) светлоглазых будинов из описания Геродота похода Дария в Скифию. Уж очень звучание их имени близко славянскому уху.
Хочется думать, что это первое в истории (6 в до н. э.) упоминание праславянской (или балтославянской) общности.
............
Новые предметы - новые обычаи. По мере освоения металлов, в быту стали применяться зеркала. Их же клали в захоронения с усопшими. И всегда - в сломанном виде. Так что, обычай закрывать зеркала в доме с покойником - оттуда.
.............
Напоследок вкусненькое. Сакское украшение, которое взбудоражило мое воображение.
Вот такой, часто повторяющийся, скифо-сибирский мотив.
Справа (с гладким лицом) очевидно женщина (характерный головной убор).
Кто этот лежащий человек (спящий, мертвый богатырь)? Кто эти мужчина и женщина подле него?
И дерево тут неспроста (не Мировое древо ли?). И колчан на ветвях не просто так висит.
А до ранних славян в Поволжье мы так и не дошли.
Женя, приходи на следующую лекцию?