(из книги Алика Гомельского "История невыученные уроки")
Симон Васильевич Петлюра - организатор украинских вооружённых сил, член генерального секретариата Центральной Рады Украины (28 июня - 31 декабря 1917), главный атаман войск Украинской Народной Республики (с ноября 1918), глава Директории УНР (9 мая 1919 - 10 ноября 1920). Помимо государственной, военной и политической деятельности, Петлюра занимался публицистикой и литературной критикой - сотрудничал с «Литературно-научным вестником» (редактор Михаил Грушевский), «Записками научного общества имени Шевченко», «Волей» (официальный орган Украинской социал-демократической партии), редактировал партийную (Революционная Украинская Партия) газету «Селянин».
Будучи ключевой фигурой украинского национального возрождения в начале XX века, С. Петлюра, естественно, является национальным героем Украины. Критики вменяют ему в вину еврейские погромы на территории Украины в 1918-1920 годах, оправдывая этим убийцу С. Петлюры - Самуила Шварцбарда. Несколько трудно понять в этих дебатах мотивы россиян, которые активно поддерживают евреев, обвиняя С. Петлюру (и всех украинцев заодно) в преследовании евреев, а проукраински настроенных евреев - в «стокгольмском синдроме»* по отношению к самому С. Петлюре. Страсти накалились, когда Верховная Рада Украины приняла решение считать день смерти С. Петлюры - Днём Скорби. Антипетлюровцы бросались от обвинения Симона Васильевича в «инициации страшнейших по уровню жестокости погромов» и сожалений, «что его смерть была слишком быстрой», до повторения обвинений, выдвинутых защитой убившего С. Петлюру Шварцбарда, об ответственности С. Петлюры, как главы УНР, за погромы.
О персональной ответственности: довод «Петлюра недостаточно сделал для предотвращения погромов» звучит примерно как и обвинения С. Петлюры в недостаточности усилий для победы УНР в войне с большевистской Россией и без учёта особенностей ситуации в Украине 1918-1920 годов. Между прочим, Деникин тоже недостаточно делал (вернее, вообще ничего не делал!) для остановки погромов. Он так же, как и С. Петлюра, жил в Париже, но 25 мая 1926 года Шварцбард «почему-то» к Деникину не пошёл.
Для того чтобы разобраться в деле С. Петлюры, следует рассмотреть следующие пункты:
1. Отношение С. Петлюры к евреям, а также действия или бездействие С. Петлюры относительно погромов и погромщиков.
2. Каково было отношение евреев к борьбе за независимость Украины?
3. Каким было отношение коммунистической России к С. Петлюре, к украинскому государству и сочувствовавшим им евреям?
4. Еврейский погром в Проскурове (ныне г. Хмельницкий).
5. Конкретные шаги, предпринятые С. Петлюрой в отношении погромов и погромщиков.
6. Свидетельства противостояния войск УНР погромам (если таковые имели место).
7. Личность Шварцбарда и предыстория его покушения на С. Петлюру.
8. Какие мотивы были у СССР для организации убийства Симона Петлюры?
9. Защита Шварцбарда на суде и личности его защитников.
Всё достаточно просто - если Симон Петлюра поощрял или не обращал внимания на погромы, то его можно обвинить в безразличии и/или пособничестве антисемитам, если же существуют доказательства обратного, то на С. Петлюру нельзя взваливать персональную ответственность за погромы. Вот хороший документ, который в полной мере раскрывает пункт № 1:
«Приказ Главного атамана Петлюры № 131 от 26 августа 1919. Украинское храброе войско, скованное национальным сознанием своей большой освободительной задачи, освященное заветами своих прадедов, непобедимо и быстрым шагом двинулось вперед, к лучшей жизни, добывая её своей и вражеской кровью. Самой историей суждено нашему славному казачеству принести на своих штыках свободу и счастье своей родной земле и всем тем, кто на ней издавна мирно поселился. А бандиты всего мира, пойманные на горячем, большевики, как те пугливые воры, стремительно убегают на север, в свой темный угол. Однако в свободной, но замусоренной нашей земле еще остался запах умирающего зверя-врага. Ему было мало честной крови воинства; ему захотелось еще крови невинной, ни в чем не повинного населения. Темные люди, черносотенцы и красносотенцы (одна темная стая), разные провокаторы, бросив оружие, вылезли из своих закутков и начали позорную работу на другой почве. Они упорно ткут свою позорную паутину провокации, вызывая погромы еврейской нации и иногда подстрекая на это страшное дело и некоторые неустойчивые элементы нашего войска. Они хотят запятнать перед всем честным миром нашу борьбу за свободу и очернить наше национальное дело. Старшинство и казачество! Время нам знать, что еврейство, так же как большинство нашего украинского населения, терпящего бедствие от большевистско-коммунистического нашествия, поняло уже, где правда. Лучшие еврейские партии, такие как «Бунд», «Поалей Цион», «Фолькс Партай», решительно встали на сторону украинской самостоятельной государственности и рука об руку с нами работают в ее пользу. Пора понять, что мирное еврейское население и их дети, жены так же, как и мы, было порабощено и лишено своей национальной воли. Ему некуда идти от нас, оно живет с нами с незапамятных времен, разделяя с нами нашу судьбу и скорбь. Рыцарское войско несет всем нациям Украины братство, равенство и свободу, и не должно спокойно слушать всяких проходимцев и провокаторов, жаждущих человеческого мяса. Так же оно не может причинять евреям беды. Кто опускается до такого тяжкого преступления, тот есть предатель и враг нашего края и должен быть отстранен от человеческого общежития. Старшинство и казачество! Весь мир смотрит и восхищается нашими освободительными подвигами. Не пятнайте же их, хотя бы и случайно, позорным делом и не доставляйте нашему государству жгучий стыд на весь мир. Наши многочисленные внешние и внутренние враги уже используют погромные события; они уже тычут в нас пальцами и травят нас, будто мы недостойны иметь независимое государственное существование и должны снова запрячься в ярмо неволи. Я, ваш главный атаман, говорю вам, что как раз теперь в международном суде решается дело: быть или не быть нашему независимому государству. Старшинство и казачество! В ваших руках это дело. Выступайте с оружием против настоящего врага и помните, что наше чистое дело требует и чистых рук. Будьте уверены, что всех врагов страны встретит суровая законная кара народного суда, а месть, часто необдуманная, - это не казацкое дело. Всех же, кто подстрекает вас на погромы, решительно приказываю выбрасывать вон из нашего войска и отдавать под суд как предателей Родины. Суд же пусть судит их по их поступкам, не жалея для преступников самых суровых кар закона. Правительство УНР, понимая весь вред от погромов для государства, издал ко всему населению края воззвание, в котором призывает выступить против всех мероприятий врагов, которые затевают погромы еврейского населения. Приказываю всему воинству пристально прислушиваться к этому обращению и широко распространить его среди населения и среди общества. Приказ этот прочесть во всех дивизиях, бригадах, полках, куренях и сотнях как Приднепровской и Надднестрянской армий, так и среди повстанческих частей.
Главный атаман Петлюра. Начальник штаба Главного атамана атаман Юнакив» (Іванів В. «Симон Петлюра - президент України». Торонто, 1952. С. 170-172).
В своих мемуарах А. Марголин указывает: «...Петлюра выступал на солдатских собраниях и со слезами на глазах умолял солдат не поддаваться агитаторам, зовущим их на злодеяния и погромы... старался демонстрировать перед войсками общность интересов и задач украинского и еврейского народов по искоренению анархии на Украине...».
Ещё один довод, развенчивающий миф об антисемитизме С. Петлюры - это наличие и функционирование в правительстве УНР Министерства еврейских дел, с которым Главный атаман войск УНР состоял в непосредственных и тесных контактах, в том числе и по поводу погромов (документы см. ниже).
Что касается пункта №2: Каково было отношение евреев к борьбе за независимость Украины - то в качестве иллюстрации расскажу о еврейском сотнике Армии УНР, которому украинский поэт Леонид Полтава посвятил поэму. Семен Самойлович Якерсон родился 30 ноября 1897 года в Виннице. Происходил он из еврейской мещанской семьи, соблюдавшей традиции. Окончил Одесское артиллерийское училище (ноябрь 1917) и был выпущен прапорщиком в Одесскую гайдамацкую бригаду войск Центральной Рады. С 9 мая до 6 ноября 1918 года служил в управлении Уманского уездного воинского начальника. С 17 ноября 1918 - в 1-м полку Действующей армии УНР. 23 января 1919 был ранен в бою под Дубровицей, после лечения вернулся в свой полк, с остатками которого 24 мая 1919 влился в 8-й Черноморский полк 3-й (впоследствии - Железной) дивизии Армии УНР. 18 июля 1919 был опять ранен в бою. После выздоровления служил в Корпусе пограничной охраны УНР. Во время совместного украинско-польского наступления на Киев (1920) воевал в 6-м запасном артиллерийском курене и артиллерийском курене 1-й пулемётной дивизии Армии УНР. С 1920-х гг. жил в эмиграции в Польше, работал инженером в Праге. По некоторым данным ему удалось пережить Холокост, но не государственный антисемитизм коммунистической Чехословакии. Ситуацию на «еврейской улице» описывает замечательная цитата из мемуаров: «…На одной из улиц Бердичева случайно встретил в униформе украинского старшины своего давнего знакомого еврея Янкерсона (прим. автора - так в тексте), позже студента Украинской хозяйственной академии в Подебрадах, а теперь инженера. Перед этим он был ранен или контужен. Ходил он по Бердичеву как «белая ворона». Пересказывает мне, что все очень удивляются, как он может служить в украинской армии, когда она делает погромы. А он, к их удивлению, отвечает всем одинаково, а именно - идти в армию и воевать за Украину, тогда и о погромах они не услышат...». Приведу отрывки из поэмы (перевод автора с украинского):
«... Явь иль сон?
Якерсон! ...
Якерсон Наполеон ...
Кто-то будет убегать
В свои хаты, и в халаты,
И в жилеты, и в штиблеты,
Где шаббатние застолья
Беззаботной той поры.
Может, будет ... может, сон ...
Но не Сёма Якерсон ...
... Прощайте, Сотник.
Новые приходят темы ...
Земля Шевченко ...
Океан ... и хлебороб ...
Позвольте эту
Положить поэму
Букетом нежным
На Ваш забытый гроб»
А вот документ, красочно отображающий пункт №3: Каково было отношение коммунистической России к С. Петлюре, к украинскому государству и сочувствовавшим им евреям.
«Особое совещание при главнокомандующем вооружёнными силами Юга России (ВСЮР) «Положение на Украине»: Волна крестьянских восстаний заставила советскую власть отменить демобилизацию в частях Красной армии, расположенных на Украине. По отношению к еврейскому населению Украины большевики тоже применяют репрессии. Целый ряд погромов и, между прочим, кровавую резню 18-19 декабря в Могилеве большевики в один голос объясняют «искоренением из еврейских масс петлюрофильства». В Каменце налеты красных банд на еврейские квартиры продолжались около трех дней. Невероятно пострадал ряд местностей в районах Лянцкоруна и Бара. В настоящее время регулярно производятся гонения на евреев в Проскуровском районе. Эта «ответственная работа» не доверяется местным коммунистам. Ревкомы командированы из Харькова, а специально сформированный штаб Ч.К. - из Одессы. Между прочим, полученные письма в Каменце из Одессы говорят о 4 тысячах расстрелянных там коммунистами в течение последних шести месяцев. Еврейская эмиграция из Украины колоссальна. В Восточной Галиции уже насчитывается до 40 тысяч евреев-беженцев, и число это увеличивается с каждым днем. Все беженцы сочувственно отзываются о петлюровских войсках и заявляют, что еврейское население края окажет украинцам всемерную поддержку. Ненависть к большевикам и страх перед ними чрезвычайно велики. Советский комиссариат продовольствия объявил новую раскладку хлеба между крестьянами - по 10 пудов с десятины. Эта мера вызвала новое недовольство в селах, и крестьяне взялись за оружие под командою сотника Морделевича, который, заняв все главные пути из Житомира в уезды, не допускает в деревни реквизиционные партии. Несмотря на уход графа Тышкевича из правительства Петлюры, в Париже продолжаются сношения Петлюры с определенными польскими кругами. Варшавская газета “Курьер Поранний” говорит об усилившихся вновь в последние дни слухах о подготовляющихся шагах к объединению Восточной и Западной церквей и указывает, что слухи эти так или иначе связаны с таинственными хлопотами митрополита Шептицкого в Риме» (Государственный архив РФ. Ф. 440, оп. 1, дело 92, лист 1314, 18).
Пункт №4. Еврейский погром в Проскурове (ныне г. Хмельницкий). Предыстория проскуровского погрома такова. 10 февраля 1919 года в Виннице (резиденция самого С. Петлюры!) состоялся съезд большевиков Подольской губернии. Этот съезд продолжался два дня, и его заседания проходили беспрепятственно. На нём была вынесена резолюция о поднятии большевистского восстания по всей Подольской губернии, днем восстания было назначено 15 февраля. Сам факт успешного проведения съезда говорит о безобразно плохой организованности, а следовательно, и плохой осведомленности петлюровской власти о действиях политических противников. Одной из основных целей выступления была задача захвата проскуровской железнодорожной станции. Три представителя губкома прибыли в город и организовали тайное совещание, на котором, помимо самих большевиков, присутствовали члены БУНДа (еврейская социалистическая партия, идеологически марксистская, антирелигиозная и антисионистская, выступала за национально-культурную автономию для восточноевропейского еврейства, создание светской системы просвещения), «Поалей Циона» (марксистско-сионистская партия) и других левых партий. Секретарь губкома Снегов убедил всех присутствовавших в необходимости вооружённого восстания против УНР и его успешности, он же раздал оружие еврейским отрядам. После провала бунта частями армии УНР под командованием атамана Семесенко был совершен еврейский погром. Надо указать, что погром носил исключительно политический характер. Грабежей не было, по свидетельству очевидцев, гайдамаки пришли «не за деньгами, а за душами». В результате жутчайшей резни (огнестрельное оружие не применялось, за исключением убийства священника, пытавшегося защитить еврейских детей) было убито 390 мужчин, 309 женщин и 76 детей, ещё 500 человек было ранено. По другим данным, число погибших перевалило за 1200.
Хочу выделить и подчеркнуть: ничто не может оправдать или даже обосновать убийство безоружных людей!
В связи с погромом в город прибыл С. Петлюра. По его приказу погромщики были разоружены, сам Семесенко арестован, для расследования погрома была организована специальная комиссия. К сожалению, виновнику удалось бежать из тюрьмы в городе Камянце во время нападения деникинцев. Но всё же весной 1920-го атаман Семесенко был опять арестован и полевым судом приговорён к расстрелу. Интересный момент о БУНДе - к концу 1918 в партии произошёл раскол на три течения: левое - сторонники участия в работе Советов для борьбы за созыв Учредительного собрания; правое - сторонники активной борьбы с большевиками и непризнания власти Советов; и центральное - сторонники «парламентской оппозиции» в Советах. Практически сразу после проскуровского погрома на 11-й конференции (март 1919 ) БУНД провозгласил признание советской власти. Что ж, весьма «подходящее» время для погрома, не правда ли?
Пункт №5: Конкретные шаги, предпринятые С. Петлюрой в отношении погромов и погромщиков.
Ещё до Проскурова С. Петлюра боролся и с погромами, и с погромщиками. Вот документ:
«Телеграмма Главного атамана войск УНР Симона Петлюры коменданту станции Миргород о запрете еврейских погромов украинскими воинами, расследование эксцесса на станции Ярески и уголовное преследование виновных.
28 января 1919 года. Киев. Министерство еврейских дел.
Миргород из Киева с Киева Отп Без/на и БЕС/СЛ 28/1: 18: 36
Министерство еврейских дел сообщает о грабежах и эксцессах на ст. Ярески над еврейским населением со стороны проходящих эшелонов точка приказываю расследовать дело и мне донести, а также принять меры, чтобы подобные эксцессы в дальнейшем не имели места и уголовно преследовались.
28 января. Главный атаман Петлюра»
(оригинал. Машинопись. ЦГАВОВУ: ф. 2060, оп. 1, д. 23, лист 10).
А до известного приказа 131 (26.08.1919) о недопустимости погромов появились следующие документы (июнь и июль 1919):
«Телеграмма Главного атамана войск УНР Петлюры коменданту тыла с требованием немедленно расстреливать провокаторов, которые подстрекают казаков к еврейским погромам, и сообщать об этом населению.
17 июня 1919
Копия телеграммы, полученной Канцелярией Военного Министерства от Ставки 17 июня 1919.
Ниже этого передаю для сведения и выполнения в копии телеграмму Главного атамана Ч. 279.
Всем, всем, смерть погромщикам, Телеграмма Главного атамана Войск Украинской Народной Республики Коменданту тыла Копия наказного атамана Премьер-министру, Министру внутренних дел, Министру еврейских дел. В журнале «Украинский казак», число третье, сообщение, что в Волочиске после вступления нашей армии самими казаками был арестован неизвестный рабочий, подбивал наших казаков к еврейскому погрому. Если это было в действительности, то приказываю провокаторов немедленно расстреливать, сообщив об этом населению. В дальнейшем в таких случаях требую твердости и решительной расправы с такими провокаторами по закону военного времени. Ч. 279. 8 июня 1919 року. Головний Атаман Петлюра Наштадарм Тютюник 17 июня 1919 Ч. 1599/2283 С оригиналом: Делопроизводитель (подпись). Копия» (машинопись. ЦГАВОВУ: ф. 1092, оп. 2, дело 169, лист 32).
«Бюллетень Министерства информации УНР о телеграмме С. Петлюры о решительной борьбе с большевистскими провокаторами еврейских погромов июля 1919. Жиды и Украинская Республика (Телеграмма Главного атамана). Главный атаман Петлюра прислал Премьер-министру, наказному атаману, военному министру и Министру еврейских дел телеграмму, в которой считает необходимым сообщить, что он и командный состав нашей армии решительно борются с погромами еврейского населения и вообще с каким-либо насилием над ним и всеми проявлениями, которые бы могли внести обострение в совместное проживание двух народов. Главный атаман утверждает, что евреи принесли не одну человеческую жертву на строительство Украинской Независимой Республики. Главный атаман знает факты, когда представители еврейского населения помогали нашему войску, лояльно поддерживали законную республиканскую власть, враги нашего государства - коммунисты, большевики - расстреливали, насиловали женщин и детей, учиняли погромы еврейского населения и забирали последние материальные средства для жизни. Главный атаман относится с большим уважением к этим жертвам еврейского населения, которые оно принесло на алтарь нашей отчизны. Главный атаман знает факт, когда еврейское население помогало нашим больным и раненым, и дети евреев обмывали кровь с тел наших героев в госпиталях, быстро организованных самими же евреями в пяти верстах от линии боев с большевиками. Главного атамана трогали те слезы благодарности, которые появлялись у наших больных или раненых казаков, к евреям за их сердечное попечение и помощь ближнему. Главный атаман с удовольствием наблюдал, как казаки нашей армии ставили караул у магазинов и склепов еврейских, охраняя их имущество от грабежей. Главный атаман имеет твердую надежду, что такие факты в дальнейшем будут частыми и принесут пользу, так нужную в деле успокоения нашей страны. Главный атаман сообщает, что погромная агитация часто намеренно производится большевистскими провокаторами в тылу нашей армии с целью дезорганизовать наш фронт и всю государственно-строительную работу нашего правительства. Главный атаман подчёркивает, что это определенная система большевиков, в которой они имеют большой талант, но с не меньшим талантом наши казаки отделяют этих провокаторов и проводят беспощадную борьбу с ними. Главный атаман призывает бороться с этой провокацией, имея твердую надежду, что это значительно поможет нашему правительству счастливо справиться с той большой и ответственной работой, которую оно проводит, одновременно разрушая силу большевизма и создавая и укрепляя нашу Самостоятельную Республику, в которой каждый народ имеет право свободной и спокойной жизни» (опуб. Мин. прессы УНР. Типография «Слава» Б. Акслера. Гос. архив Винницкой области: Ф. 4155, оп. 1, дело 13, лист 82).
Пункт №6: Свидетельства противостояния войск УНР погромам (если таковые имели место). Такие свидетельства существуют (сохраняю орфографию оригинала):
«Телеграма Голови Управи Погребищенської єврейської громади Гарника, Головному Отаманові військ УНР Петлюрі з проханням залишити для охорони міста коменданта Супруненка 23 вересня 1919 року. Каменец. Срочная Погребища КамянецПод. Ставка Головного Отамана Військ Української Нар. Республіки Головному Отаману Петлюрі. 23 серпня проходившім отрядом войск, назвавшим себе повстанческим, била совершена кошмарная ризня еврейського населения м. Погребище вбито 350 человек ранено более 100 разграблено містечко по прибитию комендатури ч.10 в местечке был поставлен порядок і население приступило до мірной жізні. Произведенные потом неоднократные нападения на местечко со стороны неизвестных вооруженных отрядов были отражены благодаря енергії і усіліям славного українського коменданта Супруненка при содействії частей галіцийської армії. Тепер комендант Супруненко получил распоряжение оставить местечко в окрестных местечках Дзиньком і Борщаговка происходят ризни еврейского населенія Дома сжигаются, добро уничтожается Мы просим великого вождя арміі У.Н.Р. распорядиться об оставлении на время коменданта Супруненко в нашем местечке, в противном случае население из 300 душ обречено на гибель. Голова управи еврейской громады Гарник» (рукопись. ЦГАВОВУ: Ф. 1123, оп. 1, дело 28, стр. 4-5).
18 ноября 1920 года в том самом Проскурове конным полком «Чёрных запорожцев» (или «черношлычников») Петра Дьяченко был ликвидирован еврейский погром. Схваченные на месте преступления погромщики российской сводно-казачей дивизии есаула Яковлева были публично выпороты.
По свидетельству А. Марголина, «...в Коростене 13 марта 1919 года солдаты Красной армии учинили еврейский погром. Подоспевшие солда-ты армии Петлюры, которые вели тогда наступление, приостановили этот погром… В Лубнах погром был избегнут благодаря тому, что в рядах украинской армии нашлось 100 человек, которые вышли с оружием в руках против погромщиков. 14 из них погибло, но город был спасен...».
Симон Васильевич Петлюра.
С.Петлюра и Ю.Пилсудский.
Семен Якерсон - еврейский сотник армии УНР.
Арнольд Марголин - замминистра Иностранных Дел УНР.
Антипогромный приказ атамана Петлюры.
УНР, 1917 год, 100 карбованцев - аверс (из коллекции автора).
Реверс. Надпись на идиш: «Хундерт карбованцив».