- Я понял, этого быть не должно.
- Чего, Адриан, не должно быть?
- Доброго и благородного, - отвечал он, - того, что зовется человеческим, хотя оно добро и благородно. Того, за что боролись люди, во имя чего штурмовали Бастилии и о чем, ликуя, возвещали лучшие умы, этого не должно быть. Оно будет отнято. Я его отниму.
- Я не совсем тебя понимаю, дорогой. Что ты хочешь отнять?
- Девятую симфонию, - отвечал он. И к этому, сколько я ни ждал, уже ничего не прибавил…
Томас Манн. «Доктор Фаустус»
Уже несколько веков с Бетховеном ведётся война.
В «Покаянии» Тенгиза Абуладзе тиран, олицетворяющий советскую власть, под Девятую симфонию вздымал на дыбу главного героя. «Сталкер» Андрея Тарковского заканчивается сценой полнейшего отчаяния, порождающей музыку Бетховена.
Американский режиссер Стэнли Кубрик, снимавший фильмы о трансформациях западного общества, несовместимых с гуманизмом, также вносит свою лепту. В «Заводном апельсине» он показывает, как Девятую симфонию пытаются убить сценами насилия, унижения, ужасами войны.
Немецкий писатель Томас Манн посвятил многие годы изучению истоков нацизма. В «Докторе Фаустусе» (из которого и взята вышеприведённая цитата) он утверждает, что нацизм зарождался как война с музыкой Бетховена.
Началось же это всё еще при жизни композитора, вместе с реакцией монархических сил на Великую французскую революцию. Сумрачный немецкий гений Иоганн Гёте так описывал свою встречу с композитором: «Бетховен, к несчастью, существо совершенно необузданное; разумеется, он прав, говоря, что мир омерзителен, но так ведь не сделаешь мир более приятным ни для себя, ни для других. Однако его надо извинить и пожалеть: он глухой». Воспоминания друзей поэта добавляют черту к этому портрету: Гёте боялся Бетховена, ведь музыка композитора нарушала столь ценимый поэтом покой и душевное равновесие, приводила в смятение.
Высказывание Гёте наиболее точно описывает причину, по которой Бетховен стал врагом №1 для стольких поколений. В беспросветной тьме жизни, посреди разрухи, насилия, реакции; среди страданий - физических и духовных; в годы тектонических исторических сдвигов и в века обмельчания и омещанивания… Людвиг ван Бетховен встает во весь рост, отводит рукой тучи и открывает людям солнечные лучи. Со дна бездны он провозглашает свободу и радость. Он оказывается костью в горле любого, кто хочет принизить человека, предаться отчаянию, сдаться под натиском жизненных напастей, оправдать свои пороки злым устройством мира. Пока Девятая симфония жива, слово «человек» звучит гордо.
Бетховен доказал это своей жизнью, и готов снова доказывать это каждый раз, когда играет Девятая симфония и «Ода к радости».
«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени»
Читать далее на сайте информагентства REGNUM