Белорусская власть вообще частенько радует своих граждан весьма своеобразными нормативными актами, но
этот - даже не знаю с чем сравнить. ИМХО, документ абсолютно непродуманый как юридически, так и с точки зрения последствий для страны. Сначала о формальной проработанности шедевра.
В свое время мне пришлось работать юрисконсультом в провинциальном райисполкоме. Так вот, подобный документ я бы никогда не пропустил. По крайней мере, постарался бы поговорить с составителем и убедить его внести изменения. Не знаю, кто этот составитель, но юрист он хреновый, да и с логикой у него явные проблемы. И вот почему:
- постановление вступает в силу после опубликования, однако для того, чтобы оно реально заработало необходимо еще принять кучу документов (хотя бы те же списки официальных представителей, которые будут составляться далеко не мгновенно). Таким образом, в период подготовки списков закупаться можно будет только у производителей.
- не указано, относится ли это только к товарам белорусского производства или вообще ко всем товарам, приобретаемым на территории РБ. Во втором случае, покупка мелочи, не производящейся в стране на время составления списков может стать неразрешимой проблемой
- не указаны сроки, отведенные уполномоченным органам на составление списков. С точки зрения нормотворчества это вообще ни в какие ворота.
- ничего не сказано о сделках по ранее заключенным договорам. Неужели все договора будут расторгаться в связи с форс-мажором?
Вообще, здесь надо было или разрабатывать серьезный объемный документ, либо в этом поручить профильным министерствам и прочим уполномоченным органам разработать соответствующие инструкции и прочую нормативку с указанием сроков. Второй вариант предпочтительнее.
Ну, а теперь о последствиях.
1. Если кому и будет от этого хорошо - так это чиновникам, ответственным за составление списка официальных представителей - взяткоемкость тут просто колоссальная.
2. Серьезные проблемы для всего мелкого и среднего опта, большинство мелких фирм, ориентированых на работу с корпоративными клиентами просто вымрут.
3. Разрушение налаженых деловых связей.
4. Резкий рост логистических издержек. Например, если раньше ЧУП "Рога и копыта" покупал канцтовары для офиса у ИП Пупкина из соседнего офиса, то теперь ему придется ехать неизвестно куда - и, хорошо, если такой представитель окажется один. А если ЧУП находится в провинции - может понадобиться поездка в областной центр, а в особо запущенных случаях - и в столицу.
5. При особом рвении в исполнении постановления возможен вообще коллапс большей части торговой отрасли (особенно в период до составления списков)
6. МВФ может не оценить такие изыскания