В ожидании Катехизиса, тезис 7.

Feb 14, 2014 12:54

Погрешает в вере:
7. Говорящий против Собора 1157 года, будто Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей не принес спасительную искупительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа, или ( Read more... )

сотериология, Катехизис

Leave a comment

agafangel_z February 15 2014, 13:28:24 UTC
На курайнике, где друзья выложили этот тезиз на голосование, задан вопрос:
///////Вы привели множество святоотеческих цитат, и ни в одной из них нет ключевого слова из названия темы - "удовлетворение".
Зачем нужно формулировать важнейший богословский тезис с использованием слова, которое чуждо святым отцам древности?///////

Я бы ответил так. Не стоит смущаться этим словом, оно в полной мере раскрывает именно православный смысл догмата.
Во-первых, это слово - "удовлетворение" - освящено Священным Писанием, как уже там же ответил Николай.
Во-вторых, его используют и Отцы Церкви, и святые Российские:

"Он Сам, все призвавший из небытия в бытие, изобрел самый надежный и удовлетворительный способ возмездия за осужденных на смерть" (свт. Прокл Константинопольский).

"Таким образом, возрадуется Мое милосердие, потому что кровью одного только человека искупится все остальное человечество. Удовлетворится и Моя правда, потому что кровью Богочеловека искупается бесконечный долг" (свт. Илия Минятий).

"Правда здесь разумеется та, которую пришел сотворить Христос, - правда вечная, совершенная чрез ходатайство Его за нас к Богу Отцу, когда Он Cмертию Своею удовлетворил за грехи мира и гнев Божий претворил в милость" (свт. Дмитрий Ростовский, Зерцало Православного исповедания).

"Так и мои, и твои, и всего мира грехи очищались. Так Правда Божия удовлетворялась, которая грехами мира была раздражена! Так Бог с миром примирялся и мир с Богом! Так оправдание нам, грешным, заслуживалось, и спасение вечное соделывалось!" (свт. Тихон Задонский, Сокровище духовное, от мира собираемое, 11.).

"Его вольные страдания и Крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение Правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью" (свт. Филарет Московский, Пространный Христианский Катихизис).

"Грех всякой ограниченной твари перед ея Творцем, бесконечно совершенным, есть грех бесконечный; а такой грех требует бесконечного наказания. Наказание твари за грех перед ея Творцем должно вполне растлить ее существование; ад со своими лютыми и вечными муками удовлетворяет этому требованию неумолимой справедливости" (свт. Игнатий Брянчанинов, Слово о смерти).

"Для снятия вины греха и клятвы требуется полное удовлетворение правды Божией, ос­корбленной грехом, или полное оправдание. Полное же оправдание, или полное удовлет­ворение правды Божией, состоит не в прине­сении только умилостивительной жертвы за грех" (свт. Феофан Затворник, Начертание христианского нравоучения).

"Когда воплотившийся Сын Божий и Богочеловек вольным страданием Своим, Кровию Своею и Смертию на Кресте удовлетворил Правосудию Божию за преслушание Адама и прочие грехи человеческия и таким образом примирил падшаго человека с Богом" (прп. Амвросий Оптинский, Собрание писем к монашествующим, 28).

"Своею земною жизнию и всеми Своими делами Он оказывал совершеннейшее послушание воле Отца, с полным отречением от Своей воли, терпел все назначенные человеку Правдою Божиею скорби, страдания и самую смерть и такою же Жертвою вполне удовлетворил Божескому Правосудию за все человечество, падшее и виновное пред Богом" (свщмч. Серафим Чичагов, Проповедь в Неделю Ваий).

"Своим Богочеловеческим домостроительством спасения Спаситель всецело удовлетворил Божией правде и как новый Адам, как представитель нового человечества стяжал право, которое как Бог всегда имел, - отпускать людям грехи, освящать их Своею Кровию и вводить в вечную жизнь" (прп. Иустин Попович, Догматика Православной Церкви).

И многие-многие другие.

Reply

agafangel_z February 15 2014, 13:29:16 UTC
В-третьих, не нужно смущаться, что в основном этот термин вошел в употребление во второй половине 2-го тысячелетия христианства, как и термин "пресуществление". Это связано именно с протестанской полемикой. И не нужно бояться использования этого термина еретиками-католиками. Например, такой термин как "единосущие", в свое время использовался еретиками-модалистами, ранее чем у православных, но Церковь не испугалась этого.

Reply

sergeylarin March 1 2014, 05:59:26 UTC
Кстати, есть собор 1935г. РПЦ МП по поводу Искупления там целая глава.

А икона освященная со св.Голиндухой?

Reply

agafangel_z March 1 2014, 06:32:28 UTC
Да, помню, но надо будет перечитать.

Нет, икону не "освещали". Вообще-то, чин называется не освящение, а благословения иконы. Надо отнести в храм к иерею. А освящается икона любой молитвой к Изображенному на ней.

Reply

sergeylarin March 1 2014, 07:13:52 UTC
специально сохранил у себя история запрещения о.Сергия Булгакова и вот здесь http://sergeylarin.livejournal.com/320490.html по первой ссылке как раз целая глава собора 1935г. об Искуплении.

Спасибо, сегодня в храм собираемся.

Кстати, ничего у нас не получилось.За всё слава Богу!

Reply


Leave a comment

Up