С 1 по 3 августа, в Воронеже, под председательством Преосвященнейшего Агафангела, епископа Таврического и Одесского, в храмовом здании прихода в честь Всех святых в земле Российской просиявших, прошло Собрание представителей приходов Центрально-Российского административного округа.
http://ruschurchabroad.com/08081_3.htm
Недавно в Воронеже прошло собрание группировки еп.Агафангела. В Обращении Собрания говорится: Мы готовы к диалогу со всеми, чувствующими ненормальность разделений и искусственных перегородок, существующих между нами, и просим их по совести ответить на простой вопрос: кто воздвигает эти перегородки и стремится зафиксировать существующее положение? Если этим стремлением переписать историю РПЦЗ согрешаем мы, укажите на это. Если в разделениях повинна чья-то ревность не по разуму, откажемся от нее и вернемся к тому положению вещей, которое существовало до начала пагубных разделений. Думаю, что было бы полезно и честно отвечать на такие призывы, ибо фактически ставится вопрос о том, что нас разделяет.
Если пока что оставить в стороне взаимные претензии частного характера в связи с заявлениями и действиями отдельных людей в отдельных ситуациях, на которые можно смотреть как на их личные заблуждения и грехи, то останется главное - вероисповедные и канонические позиции.
Здесь, на мой взгляд, ключевую роль играет отношение к киприанизму и киприанитам, через что преломляется и общее отношение к "мировому православию". Мне кажется, что в этом позиция "агафангеловцев" была достаточно понятной и недвусмысленной. По их мнению, учение киприанитов православно и единство с киприанитами - это благо, и поэтому ими и были совершены епископские хиротонии совместно с киприанитскими епископами. В тесной связи с киприанизмом находится и другое их мнение, что лишь сам акт о вступлении в общение с МП является отступническим, но что до него разрывать общение с РПЦЗ не было оснований, и что те, кто так поступили, проявили ревность не по разуму.
В 1994 году РПЦЗ приняла решение о вступлении в общение с киприанитами, объявив при этом свою экклизиологию тождественной экклизиологии киприанитов. Это означает, что РПЦЗ фактически официально объявила новостильников (и с ними и всё "мировое православие") частью Церкви. Известно, что отдельное существование синода киприанитов было обусловлено ими именно такой экклизиологией, а это ставит в зависимость от их правоты не только их вероисповедание, но и их каноническое положение. Аргументы насчёт того, почему учение киприанитов неправославно, хорошо известны, и я сейчас не буду их повторять. Решения 1994г. были ошибочными, они были существенным шагом на пути к акту единения с МП, они содержали в себе ложное исповедание и недопустимое действие - вступление в общение с раскольниками. Поэтому в 1994г. уже существовали достаточные причины для прекращения общения с самой РПЦЗ.
Другим существенным этапом падения были события 2000-01 годов, в результате чего образовалась РПЦЗ(В). Последним этапом было само событие единения с МП, так что можно сказать, что "агафангеловцы" приняли верное решение о разрыве в последний момент. Однако, в отличие от РПЦЗ(В), осудившей решения Собора 1994г. еще в конце 2001г., киприанизм до сих пор является существенной составляющей идейных позиций "агафангеловцев", а в оценке канонического положения их новых епископов немалое значение имеет факт участия киприанитов в их хиротониях.
Таким образом, пожелание к "агафангеловцам" можно выразить так: откажитесь от киприанизма, признайте решения 1994г. ошибочными, и отвергните своё отношение как к погрешившим по отношению к тем, кто отошли от РПЦЗ по вероисповедным причинам раньше вас.
Reply
Reply
Наверное, необязательно многократно повторять, что киприанизм - это реальная, а не надуманная проблема. Может быть кто-то из церковных лидеров и использовал её для прикрытия своих неблаговидных целей, но среди тех, кто пошёл за ними, были такие, кому нужна была именно позиция, отвергающая киприанизм. Более того, не всякое отвержение киприанизма и не всякая его критика сами по себе уже православны, ибо в борьбе с каким-либо уклонением часто бывает легко впасть в противоположную крайность. Поэтому во всех таких рассуждениях требуется аккуратно наводить порядок, чтобы всё расставить по местам, а не рубить сплеча какими-либо упрощёнными идеологическими штампами. Далее отвечу на высказывания еп.Агафангела.
-- Но я, почему-то, не думаю, что если "группировка еп. Агафангела" откажется от "киприанизма", то Вы, уважаемый vvkap, примкнете к этой группировке.
Для меня это было бы существенным шагом к сближению со "здоровыми силами" из вашей группировки. У вас, как и везде, есть разные люди; как Вы сами пишете, у рекомых "агафангеловцев" нет ставок на ту, или иную "экклесиологическую" позицию, как на беговую лошадь, что означает, что рано или поздно кто-то из ваших может обратить и большее внимание на экклизиологичесие вопросы.
-- Для начала, будьте любезны перечислить тех исповедников, которые в 1994 году вышли из РПЦЗ, которая вдруг стала исповедовать обличаемый Вами "киприанизм" (именно по причине "киприанизма").
От того, что мне такие люди неизвестны, значение проблемы не уменьшается. Тогда, в 1994г., было затруднительно узнать, что в точности представляет собой киприанизм. Например, мне самому священник, к которому я обратился за разъяснением, представил тогда совершенно иную картину. Ясность появилась лишь тогда, когда стал доступным текст киприанитских "экклизиологических тезисов", но для меня это было уже существенно позже.
-- Так будьте же последовательны и скажите прямо - вся Российская Церковь давно уже отпала от Вашего понимания, и уже с таких-то времен, соответственно, находится вне православия.
Зачем же так жёстко? Конечно, сейчас уже стало нелепо отрицать факты многих ошибок и заблуждений, имевших место в нашей церковной истории. Это усложняет задачу понимания, но никак не означает необходимость бросаться в крайности.
Reply
Reply
Leave a comment