Герой Олега Даля в фильме «Отпуск в сентябре» сокрушается:
- Да, десять лет учили одному и тому же, а люди получились разные. Вот и верь после этого в педагогику.
Действительно, школьная программа для всех одна, школы одинаковые… Нет, школы всегда были разными. В 80-е самой престижной школой на Сельмаше считалась школа №12. Кажется, она держит пальму первенства и сию пору. А вот звание самой шебутной боролись школы №9 и 45. Сам же, как и все мои друзья, учился в самой средней из средних школ, в 25-ой. Сегодня, проходя мимо здания школы, ловлю себя на мысли, что это уже давно не моя школа. Потому что школа- механизм гибкий, очень чутко реагирующий на все изменения в обществе. С тех пор, как я покинул стены школы, целых три поколения людей успели пройти по тем коридорам, от первого до одиннадцатого. И каждый раз- это уже была другая школа. Другие учителя, другие принципы поведения, программа. Все другое.
О самой школе говорить не буду. С ее историей не сложно познакомиться здесь:
http://sc25.jdroo.by/history Я попытаюсь лишь описать атмосферу на пороге70-х и 80-х. Школы была переполнена, учились в три смены. Да, в три! Занятия для третьей начинались в 16.00. Правда, длилось это дело не долго. Но, школа, действительно, переполнена. Со 2-ого по 6-ой учились во вторую смену. На первой- только старшеклассники и первоклашки. В минуты перемен это был сущий улей. Из школьных забав, самые массовые: стрельба из резинок, плевание жеваний бумагой через трубочки от ручек. Мастерили всякие безделушки, роботов из стерок, из бумаги самолетики делали, лягушек. Играли в марки. Суть была следующая. Каждый из играющих выкладывал на стол свою марку, картинкой вниз. Все марки слаживали в кучку, а затем, по очереди, били по этой кучке согнутой корабликом ладонью, стараясь перевернуть марки картинкой кверху. Перевернул- марка твоя. Первым бил тот, у кого цена на марке была самой высокой. Или такая игра была: пышки. Делались из конфетных оберток конвертики треугольники- пышки. По очереди забрасывая их на плоскость парты, следовало постараться своей пышкой покрыть пышку соперника. Ой, игр было тьма тьмущая. Играли, зачастую и на самих уроках, в крестики-нолики, в морской бой, в точки. В старших классах, на задних партах, и картишки случались. Правда, за такие дела, если уж поймают, влететь могло сильно. Вообще, учителя куда меньше церемонились с нами, чем теперь. Если что- могли и указкой по рукам. Или за ухо. Такой, конечно, не часто случалось, но, скажем так, регулярно. И вот же, нашим родителям не приходило в голову возмущаться, де унижают их чад в школе, зажимают личность. Отдельной статьей держались 7-8 классы. Там уже ребята в силе были, и контингент подбирался отчаянный. Тут уже и самим учителям приходилось быть осторожным. Лоботрясы из 8-ых уроки срывали не редко. Но, такие в скором времени школу покидали. В 9-ый приходили те, кто хотел учиться.
В целом, преподавание было крепким. До сих пор считаю, что мне 25-я дала хорошие знания математики, физики, привила любовь к литературе. Отдельно хочу вспомнить физрука. Владимир Казамирович действительно учил нас физкультуре. Учил, как надо правильно бегать, как отжиматься. Помню, поставит нас в шеренгу перед уроком и медленно проходит, осматривая. Сам, в синем спортивном костюме, точь-в-точь, как у Волка из «Ну погоди»; на голове- вязаная шапочка с бубоном, под мышкой- классный журнал, на шее- с пяток секундомеров. Пройдет этак, разок, потом другой, не спеша, слегка ссутулившись- каждого глазами пробуравит. Потом, остановится, покачает головой и скажет в сердцах: -Одно гнилье. И- вперед, всем бежать 3 км.