Фильм Педро Альмодовара "Поговори с ней" (2002) открывается прекрасным сомнамбулическим танцем двух немолодых женщин. Сцена загромождена стульями. Движения женщин непредсказуемы. Кажется, что они бьются обо всё. Вдруг, появляется мужчина, который начинает освобождать им путь, облегчая движения…
Так начинается один из лучших фильмов испанского режиссёра. И так я открыл для себя Пину Бауш (1940 - 2009), ещё не подозревая, что это хореограф с мировым именем. Использованные в фильме постановки вызвали во мне тогда острое желание познакомиться с современным танцем ближе, узнать об этом виде искусства больше. Был только страх, что постановкой другого современного хореографа я буду разочарован или, возможно, чего-то не пойму… Поэтому я не искал специальной встречи. Не искал до недавнего времени.
Перед своим коротким отъездом в Будапешт в конце ноября я случайно увидел в интернете анонс фестиваля современного танца
"Context" и захотел пойти. Я знал, что это шанс: из множества участников фестиваля чья-то постановка обязательно должна была мне понравиться; кроме того, я мог фотографировать.
Скажу честно, что мне понравилось почти всё из того, что я увидел. Невероятно красивой была постмодернистская постановка британского хореографа Ричарда Олстона "Озарения". Жёлтый свет выхватывал тела танцоров из тьмы. Костюмы были будто потрёпаны временем или сшиты из грубого холста. Пластика поз была академична. Перед глазами оживала картина кисти Караваджо или Рембрандта. Постановка "Les Illuminations" - это точка, в которой хореография Олстона встречается с поэзией Артюра Рембо (1854 -1891) и музыкой Бенджамина Бриттона (1913 -1976). В основе "Озарений" лежит одноимённый цикл стихотворений и прозаических текстов знаменитого французского поэта, на основе которых не менее знаменитый британский композитор позже написал музыку. И Рембо, и Бриттон были гомосексуалами, и потому на сцене разворачивалась история двух мужчин. Совсем недавно в Пушкинском музее прошла выставка "Художественный мир Бриттона", на которой - видимо из-за закона Мизулиной - отношения Бенджамина Бриттона и тенора Питора Пирса были стыдливо прикрыты фиговым листом названы "музыкальным союзом", хотя чуть ли не каждый второй экспонат той выставки говорил о том, что вещь находилась в доме двух мужчин.
1.
Ричард Олстон, "Озарения"
2.
Ричард Олстон, "Озарения"
3.
Ричард Олстон, "Озарения"
4.
Ричард Олстон, "Озарения"
Приятным сюрпризом для меня было выступление танцевальной компании Suzanne Dellal Dance and Performing Arts Centre под руководством Барака Маршаля. Это было целое представление известного на всю Европу коллектива! Примечательно, что я узнал танцевальную компанию по характерной ритмичной, синхронной и весьма жёсткой хореографии, которую требует от танцоров Маршаль. Постановка "Rooster" была ярким, местами грустным, местами смешным, местами гротескным повествованием о жизни одного простого еврейского парня. Когда смотришь постановки Барака Маршаля, остаётся только удивляться, как, по сути самоучка, смог достичь такого профессионализма…
Click to view
Барак Маршаль, Rooster
Если Олстон в своей постановке опирался на классический материал, а Маршаль - на наследие еврейской культуры, то нидерландский хореограф Дэвид Миддендорп в своей постановке "Blue Journey" отказался от какой бы то ни было опоры на прошлое. Со свойственной голландцам любовью к прогрессу и инновациям он рассказал историю не похожей на других людей девушки, используя видеомультипликацию и современную альтернативную музыку (Radiohead). Играя с сознанием зрителя, Миддендорп смог соединить на сцене действие, отображаемое на экране, с действием самих танцоров перед этим экраном. Одно было продолжением другого. При этом изображение на экране выступало то самостоятельно, то как дополнение к реальным танцорам. Кроме того, Миддендорпу принадлежит и самый необычный мастер-класс среди приглашённых хореографов: он представил собственное приложение для iPad, "позволяющее соединять воедино движение, пространство и музыку и видеть, как выстраивается постановка".
5.
Дэвид Миддендорп, Blue Journey
6.
Дэвид Миддендорп, Blue Journey
7.
Дэвид Миддендорп, Blue Journey
8.
Дэвид Миддендорп, Blue Journey
Труднее всего мне описать впечатление от постановки "Экспонат" российского хореографа Константина Кейхеля. Показанный танец был как вспышка, которая ослепляет сознание и отключает всякий контроль за происходящим на сцене, оставляя место только эмоциям. Постановка была настолько профессионально сделана, движения настолько идеальны в гармонии между собой и с выбранной музыкой, что по завершении - если бы танец был запечатлён на плёнке - я бы перемотал и пересмотрел бы ещё раз десять кряду, пытаясь для себя понять, что же это было. Когда настал момент награждения молодых хореографов профессиональным жюри, мы с
Федей обнаружили, что оба оценили "Экспонат" выше других. Наша радость была тем больше, когда вручавший приз представитель жюри, особенно рассыпаясь в комплиментах к таланту Константина Кейхеля, вручил ему приглашение в роттердамскую танцевальную школу для создания новой работы. Я тоже не ушёл без награды: благодаря постановке "Экспонат" я открыл для себя имя прекрасного современного итальянского композитора
Эццо Боссо (Ezzio Bosso).
9.
Константин Кейхель, "Экспонат"
10.
Константин Кейхель, "Экспонат"
Конечно, это только мои впечатления и только от тех постановок, которые мне довелось посмотреть. К сожалению, я не смог посетить фестиваль на третий, заключительный день, когда программа обещала быть особенно интересной. Но, поверьте, мне и первых двух дней хватило. В заключение выкладываю ещё несколько фотографий с постановки "История о нас" Марсело Гомеса и "Девочки со спичками" Владимира Варнавы.
10.
Марсело Гомес, "История о нас"
11.
Владимир Варнава, "Девочка со спичками"
12.
Владимир Варнава, "Девочка со спичками"
13.
Владимир Варнава, "Девочка со спичками"
14.
Владимир Варнава, "Девочка со спичками"